Беларусь простилась с авиаторами, погибшими в Сомали

Не должны ли были объявить в Беларуси в этот день траур? Ведь страна, население которой меньше 10 миллионов, потеряла в один день 11 мужчин, часть элиты...

Церемония прощания с погибшими 23 марта в Сомали членами экипажа и участниками рейса Ил-76 авиакомпании Церемония прощания с погибшими 23 марта в Сомали членами экипажа и участниками рейса Ил-76 авиакомпании "Трансавиаэкспорт" прошла сегодня, 2 апреля, в Беларуси. В столице прощались с восьмью из одиннадцати членов экипажа, еще троих в последний путь провожали в Витебске.

Траурная панихида в Минске прошла в здании Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций. С летчиками пришли попрощаться очень много людей, на что организаторы явно не рассчитывали. В результате, в 12 часов, когда церемония должна была уже заканчиваться, ко входу в зал прощания еще тянулась очередь длиной более чем на 200 метров. Люди шли, шли и шли.

Как сказал «Белорусским новостям» инспектор ГАИ, обеспечивающий порядок на улице Аэродромной, в прощании приняли участие как минимум две тысячи человек.

Люди по несколько человек входили в зал, где стояли одинаковые закрытые гробы и кресты. фото: bymedia.netЛюди по несколько человек входили в зал, где стояли одинаковые закрытые гробы и кресты, клали цветы, ставили венки и корзины с цветами и отворачивали глаза от родственников.

Потом они оказывались на улице и стояли в ожидании выноса тел. В приглушенных разговорах женщин вспыхивала одна и та же фраза: «Не надо было им туда лететь, не надо было…».

Люди по несколько человек входили в зал, где стояли одинаковые закрытые гробы и кресты. Фото: bymedia.netМужчины же, как правило, отвечали: «Было принято такое решение». Некоторые при встрече друг с другом восклицали: «Я долго не знал, какой экипаж полетел в Сомали, все звонил тебе, думал, ты там!»

Большинство из тех, кто провожал летчиков в последний путь, были из этого самого «авиаторского клана», где хорошо понимают степень риска профессии. Ни на йоту не отказываясь ни от долга, ни от чести мундира, некоторые из них в частной беседе говорили очень просто: «Почему, когда весь мир знал про войну в Сомали и опасность полетов туда, в компании этого не осознавали?». Однако, как только корреспондент «Белорусских новостей» просила: скажите для прессы, что вы думаете о происшедшем, отвечали –– обращайтесь к официальным лицам.

Официальные лица –– заместитель премьер-министра Виктор Буря, министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский, его первый заместитель Николай Верховец, глава департамента по авиации Вадим Мельник, Георгий Егиазарян, исполняющий обязанности директора компании «Трансавиаэкспорт» –– присутствовали на церемонии прощания, но, конечно же, было не время для такого рода комментариев.

Имена погибших в Сомали белорусских авиаторов:

Игорь Вашкевич — командир авиационного отряда (1962 г.р.), Александр Гоманьков — второй пилот (1966 г.р.), Геннадий Трашков — штурман (1960 г.р.), Иван Габ — бортовой инженер (1952 г.р.), Олег Канунников — бортрадист (1964 г.р.), Александр Зернин — старший бортоператор (1955 г.р.), Игорь Гресь — бортоператор (1975 г.р.), Михаил Баглов — инженер по эксплуатации воздушного судна (1944 г.р.), Олег Бондаронок — авиационный техник (1962 г.р.), Дмитрий Носников — авиационный техник (1984 г.р.), Артем Сычугов — авиационный техник (1983 г.р.).

В зале, где проходило прощание, на протяжении всей церемонии траурную вахту несли военнослужащие роты почетного караула. Было организовано дежурство бригад скорой медицинской помощи, психологов. Погибшим были отданы все почести, включая салют на кладбище в их честь и звучавший государственный гимн.

Однако при этом, когда выносили тела, на тротуаре около здания Департамента по авиации не хватало места, и люди стояли прямо на границе двух полос движения улицы. А по ней шел транспорт, похоронный марш перебивала музыка из автомобилей, грохот грузовиков. Потом движение оставили только по одной полосе. По той же, где стояли катафалки, автобусы для родственников, продолжали ехать редкие маршруты общественного транспорта и маршрутные такси.

Никто из проезжавших не остановился, не замедлил ход движения. Создавалось впечатление, что горе, которое пришли разделить не одна тысяча человек, в городе больше никого не касается.

Этот самоуверенный чистый город, правда, позволил проехать траурному картежу на зеленый свет весь путь от улицы Аэродромной, Чкалова по проспекту Независимости до «Восточного» кладбища.

Запах пустырника вперемежку с валерьяной в автобусах, горькие, и женские и мужские, слезы. И саднящая мысль: не должны ли были объявить в Беларуси в этот день траур? Ведь страна, население которой меньше 10 миллионов, потеряла в один день 11 мужчин, часть элиты своего воздушного флота. Не факт, конечно, но может быть, в этом случае кто-то подумал о том, почему такое произошло, кроме тех, кого напрямик затронуло горе, и тех, кто был в этот день с ними по долгу службы?

Может быть, тогда не стали бы в Гомеле 30 марта, в день, когда доставили тела наших летчиков из Сомали, проводить торжественные мероприятия по случаю открытия нового рейса Гомель – Рига?

На кладбище погибших летчиков называли «верными сыновьями своей родины, ее патриотами». Еще выступавшие говорили, что случившаяся драма –– трагическая нелепость, произошедшая с людьми, любившими небо. Г.Егиазарян, отдавая должное погибшим авиаторам, сказал, что сегодня от случившейся беды больно всем.

Cильнее любых слов был женский плач по любимым мужчинам.фото: bymedia.net   Cильнее любых слов был женский плач по любимым мужчинам.фото: bymedia.net

В целом же, выступавших слышно было плохо –– громче их и сильнее любых слов был женский плач по любимым мужчинам, который не останавливали умные правильные слова о выполненном до конца долге.

Похоронили авиаторов рядом друг с другом на аллее славы. «Низко склоняю головы перед красивыми и молодыми людьми, –– сказал на церемонии прощания Г.Егиазарян, –– перед родными одного из лучших экипажей нашей компании».

«Белорусские новости» выражают глубокие соболезнования родственникам и близким погибших. Светлая им память.

Так выглядело Московское кладбища после похорон погибших в Сомали. Фото В.Семашко

Напомним, 23 марта самолет Ил-76 EW-78849, принадлежащий РУП "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" и вывозивший из Сомали демонтированное оборудование, снятое с потерпевшего 9 марта крушение другого белорусского самолета, был сбит над Могадишо. Все находившиеся на борту 11 граждан Беларуси, экипаж и технический персонал, погибли. Доставить их тела на родину удалось лишь вечером 30 марта.