Белорусская толерантность — красивый миф?
Стало традицией говорить о белорусах, как о народе, терпимость и толерантность для которого — национальные качества. Но что же это такое — терпимость?
Стало традицией говорить о белорусах, как о народе, терпимость и толерантность для которого — национальные качества. Но что же это такое — терпимость?
В Декларации принципов терпимости, которая была принята ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года (и теперь ежегодно отмечается как День терпимости), подчеркивается, что «терпимость — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека».
Насколько актуален вопрос терпимости для белорусского общества? Эксперт Агентства гуманитарных технологий Татьяна Водолажская считает, что актуальность проблемы заключается не в ее злободневности, а в принципиальности вопроса.
Она подчеркивает, что если противопоставить терпимости злобу, враждебность, белорусы действительно не являются нетерпимыми. Однако антонимом понятия может быть игнорирование, нивелировка различий. «Чтобы быть толерантным, нужно чтобы было, что терять», — подчеркивает Т.Водолажская. Например, человек имеет сильную веру, определенные ценности, но при этом уважает право на проявление иной веры и демонстрацию иных ценностей. В противном случае терпимость теряет свою позитивную ценность, считает эксперт.
Толерантность и терпимость, подчеркивает Татьяна Водолажская, подразумевают высокую культуру диалога, а в этом смысле в Беларуси не все так однозначно: «За советские годы очень человечные ценности, такие как национальная культура, вера, были сведены к уровню частной жизни. Во внешнем проявлении их не было и почти нет теперь».
Если говорить о национальной терпимости, Татьяна Водолажская отметила, что, например, в Беларуси скорее наличествует нивелирование национальных различий, а не их принятие. Она рассказала о двухгодичном исследовании образа и качества жизни в малых городах, которое проводил Центр социальных инноваций и Агентство гуманитарных технологий. В городе Ивье, который считается городом образцовых межнациональных отношений и где живет большое количество татар, исследователи констатировали отсутствие национальной вражды, хорошие отношения между представителями разных национальностей.
При этом, подчеркнула Т.Водолажская, все культурное, национальное перенесено в частную жизнь, и на уровне принятия решений культурные потребности представителей разных национальностей не учитываются. Это, что характерно, устраивает и белорусов, и татар, которые не участвуют в политической жизни города. Между тем в советские времена в Ивье председателем горисполкома был поляк по национальности, который ввел в городе негласный выходной для татар-мусульман в пятницу. Этот день для последователей ислама был, как принято в этой религии, выходным, а в субботу люди выходили на работу. Игнорирование религиозных и национальных отличий не есть терпимость, подчеркивает эксперт.
Не считает белорусов терпимыми и социолог Олег Манаев. Он придерживается мнения, что это не более чем приятный, красивый и удобный миф для представителей различных политических движений.
Опросы НИСЭПИ показали, что уровень нетерпимости к другому мнению, представителям национальных, сексуальных меньшинств в Беларуси довольно высок.
В качестве иллюстрации белорусской терпимости к выражению другого мнения Олег Манаев предложил вспомнить события на Октябрьской площади в марте 2006 года, когда после выборов президента там появился палаточный городок. Олег Манаев обращает внимание, что свою нетерпимость и агрессию к участникам палаточного лагеря проявляли очень разные люди.
«Подходили к участникам акции протеста и люди пожилого возраста, которые в своих обращениях говорили чуть ли не о том, что участников палаточного городка нужно повесить», — говорит О.Манаев. Это же касается и представителей силовых структур: «Это те же самые белорусы, их не забросили с Марса к нам».
«Безусловно, были и другие примеры агрессивности белорусов, но этот — один из ярчайших», — считает Олег Манаев. При этом он заметил, что ответственность за рост нетерпимости в обществе лежит не только на власти, но и на ее оппонентах: «Да, власти ответственны за существующую нетерпимость в обществе, они не снижают социальную напряженность. При этом многие представители оппозиции, различные неправительственные организации, некоторая часть независимых СМИ также способствуют росту нетерпимости среди белорусов».
Профессор Манаев пояснил, что, например, считает нетерпимостью позицию ратующих как бы за национальную культуру, но при этом агрессивно отвергающих все, что не вписывается в их понимание мироустройства и истории.
За последние 15-20 лет, считает Олег Манаев, белорусское общество глубоко раскололось. Власть тянет одеяло на себя, а оппозиция на себя. При этом живые люди совмещают в себе две Беларуси — и часть той, которую строит власть, и той, которую видят в своих прожектах представители оппозиции. Чтобы найти путь к людям и способствовать той же терпимости, необходимо учитывать, чего народ на самом деле хочет, каковы его устремления.
«Безусловно, необходимо способствовать тому, чтобы люди говорили на белорусском языке, изучали свою историю. Однако это процесс постепенный, в нем не место таким крикам, как «прав я и больше никто», — подчеркнул социолог.
Обсудим?