Почему проблема насилия над детьми остается в тени?

Никто на самом деле не знает, сколько детей страдает от насилия...

 

Предложения международного общественного объединения «Понимание» по противодействию насилию над детьми услышаны. Часть из них, вероятно, войдет в госпрограмму «Дети Беларуси» на 2011-2015 годы.

Председатель «Понимания» Андрей Маханько рассказал «Белорусским новостям», что суть предложений — в усилении уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, подготовке специалистов для оказания помощи пострадавшим детям, создании сети комнат для опроса мальчиков и девочек, ставших жертвами преступлений, а также проведение информационных кампаний.

Министерства труда и социальной защиты рассмотрело предложения общественников и нашла часть из них актуальными и заслуживающими внимания. Это, в частности, предложения по подготовке и переподготовке специалистов по реабилитации и реинтеграции детей, пострадавших от насилия, а также вопросы формирования общественного мнения.

Как говорится в письме за подписью первого замминистра Петра Грушника, «указанные предложения заслуживают внимания и по возможности будут включены в президентскую программу «Дети Беларуси на 2011-2015 годы».

Ранее «Понимание» заявляло готовность выделить от 1 до 3 млрд. рублей на реализацию своих предложений, если их включат в государственную программу. Данный факт станет уникальным для Беларуси примером разделения ответственности за безопасность детей между государством и гражданским обществом.

Проблема насилия над детьми в Беларуси по-прежнему имеет латентный характер. Никто на самом деле не знает, сколько детей страдает от насилия.

Директор Центра предупреждения насилия над детьми Университета Оклахома профессор педиатрии Барбара Боннер, находившаяся в Беларуси с визитом, отметила в интервью «Белорусским новостям», что главное отличие ситуации в Беларуси в области насилия над детьми в том, что она неопределенна: «Случаи насилия над детьми в США и Западной Европе очень тщательно выявляются, документируются. Люди заявляют в надлежащие органы, когда подозревают насилие над детьми. В Беларуси система заявлений и обращений в надлежащие органы пока еще не налажена, на мой взгляд».

По мнению эксперта, «первое, что необходимо сделать в системе защиты детей от насилия, это признать, что проблема существует. Затем нужно разработать детальное определение ключевых понятий и измерить ее масштабы». Вместе с тем, отмечает Барбара Боннер, когда проблема попадает в поле зрения общественности, одномоментно ухудшается статистика: «Это хороший знак, но государству это невыгодно».

Барбара Боннер отметила, что большая часть случаев, с которыми имеют дело специалисты в области предупреждения насилия над детьми у нее на родине — это пренебрежение детьми. «Бедность, неполные семьи, злоупотребление наркотиками, алкоголем провоцируют пренебрежительное отношение к детям», — отметила доктор медицины. Характера эта проблема и для Беларуси.

Исходя из исследования ЮНИСЕФ в Беларуси, в котором приняли участие более 10 тысяч детей, родителей, учителей и работников интернатных учреждений, более 60% белорусских детей никогда не подвергались физическому насилию в семье. Между тем около 30% опрошенных не дали ответа на вопрос, применялось ли к ним физическое насилие. 10% детей утверждают, что никогда не подвергались психологическому насилию в семье. Сексуальное насилие отмечает не более 1-2% детей.

Из этого специалисты делают вывод, что проблема насилия в семье имеет латентный характер.

В исследовании подчеркивается, что многие дети, живущие в условиях физического и психологического насилия, не воспринимают ненадлежащий уход как негативное явление. Между тем родители часто заботу о ребенке ограничивают физическим уровнем, то есть беспокоятся о том, чтобы у него была еда, одежда и так далее. Дети же говорят о ненадлежащем уходе, имея в виду отсутствие поддержки и помощи со стороны взрослых.

Что можно сделать для улучшения выявляемости случаев насилия над детьми?

Необходимо, сказала профессор педиатрии, сотрудничать с семьями, где практикуется насилие, с тем, чтобы оно не стало нормой, а также выявлять те семьи, где существует его риск. Но самое важное, говорит Барбара Боннер, — это образовательная работа с людьми, которые общаются с детьми: учителями, врачами.

Важна также работа и с судьями, разбирающими случаи насилия над детьми, подчеркнула Б.Боннер. В этой связи также актуальным является изменение системы работы с пострадавшими детьми, на необходимость чего указывало «Понимание». Речь, в частности, идет о создании «Комнат понимания». Пока в Беларуси во время проведения судебно-следственной экспертизы пострадавшего ребенка допрашивают несколько раз. Это травмирует ребенка.

Предлагаемая экспертами «Понимания» специальная комната опроса позволяет организовать допрос однократно. В комнате — только ребенок и психолог. Связь с другими заинтересованными осуществляется через окно-зеркало и по беспроводной связи. Беседу записывают и могут впоследствии использовать в следствии. Такая комната есть в Минске, в ближайшее время семь новых комнат появятся в регионах.

Насилие над детьми опасно, потому что оно продолжается из поколения в поколение. Каждый ребенок, который растет в атмосфере ежедневных издевательств, имеет многократно повторяющийся травматический опыт.

Есть дети, способные справиться со стрессом, а бывает, что у детей усиливаются симптомы беспокойства, злости. «Когда травмируют в самое сердце, бесследно для детей это не проходит», — подчеркнула Барбара Боннер.