Телефонное право. Глава Госкомимущества решил проблему отсутствия топографических карт
Сегодня в Беларуси в свободной продаже невозможно найти хорошие топографические карты местности...
Сегодня в Беларуси в свободной продаже невозможно найти хорошие топографические карты местности. То, что сейчас предлагает «Белгеодезия», подходит лишь чайникам и совершенно не устраивает более-менее подкованных туристов и путешественников. Ответственные чиновники говорят, что проблема не в секретности карт, а в том, что они устарели и нуждаются в обновлении, поэтому и нет смысла их продавать. Но если население требует, то… достаточно сделать всего лишь один телефонный звонок.
Долгое время топографические карты в СССР были, как и многое другое, секретными. Когда СССР развалился, солидные запасы топографических карт оказались в Эстонии и оттуда быстро распространились по миру.
Особой популярностью пользовались так называемые двухкилометровки (карты масштаба 1:200000), на которых имелись надписи «Генштаб СССР» и «Секретно». В народе их прозвали «генштабовскими».
В Беларуси в картографическом ведомстве в 1990-е годы быстро смекнули, что если «секретные» карты фактически перестали быть таковыми, то почему бы самим не наладить их выпуск. Так появились замечательные отечественные двухкилометровки, глядя на которые умеющий читать карты получал хорошее представление о местности.
Однако требования секретности, которые перестали быть таковыми, не отменили — на них просто перестали обращать внимание.
Шло время, развивался интернет. В свободном доступе, в первую очередь на американских сайтах, появились эти самые «секретные» карты и навигационные программы; появились в свободной продаже спутниковые навигаторы, позволяющие определять координаты на местности; Google предоставил всему миру детальную, с привязкой к координатам спутниковую фотосъемку земной поверхности такого качества, что видны даже тени людей. Любой желающий теперь может рассмотреть секретные объекты и узнать их координаты. Впрочем, не все — кое-что на «гугловсих» фотоснимках умышленно замазано, например, самолеты на военных аэродромах США и их союзников.
Но примерно в 2005 году в белорусском картографическом ведомстве вдруг вспомнили о нормах секретности, которые составлялись в 1950-е годы, когда еще не существовало спутниковой разведки.
Со стандартных белорусских двухкилометровок пропадает координатная сетка, пропадают отметки высот, уровни воды, линии электропередачи и многое другое. В общем, то, что стало свободно доступно благодаря интернету и спутниковой навигации, в Беларуси вновь оказалось секретным.
Образец подобной «секретности» представляет из себя карта Беларуси на сайте «Белгеодезии». Попробуйте по этой безликой карте узнать о характере лесов, определить, где болото, глубока ли река.
Для сравнения взгляните на кусочек топографической карты БССР.
Еще через какое-то время из продажи исчезли даже «кастрированные» листы стандартной разметки. А вместо них появились эрзац-карты «для рыбаков», «для автомобилистов», «для пеших туристов». В отличие от нормальных топографических карт, где есть разнообразная подробная информация мирового стандарта, в картах для рыбака указывается информация только по водоемам и больше ничего, в картах для «пешего туриста» — только то, что, по мнению некоего редактора, важно знать пешему туристу. И ничего «лишнего». Зато соблюдены нормы секретности.
Тем временем белорусские военные на ученьях нередко пользуются «вражеской» GPS-навигацией — система принадлежит военному ведомству США, которое имеет возможность в любой момент отключить её, и «гугловскими» спутниковыми фотоснимками, пока местная «Белка» «бороздит просторы...». Да и сами белорусские картографы тоже пользуются американской навигационной системой.
Вопрос о доступности стандартных топографических карт Беларусь был задан на недавней пресс-конференции председателю Государственного комитета по имуществу Георгию Кузнецову.
Георгий Иванович в присутствии корреспондента по телефону связался с ответственным лицом и заверил, что стандартные двухкилометровки можно будет купить в фирменном магазине на пр. Машерова, 17 уже в понедельник, 24 февраля.
Обсудим?