Формальный подход не дает Беларуси открыть дверь в Болонский процесс
Какие конкретные действия предпринимает Беларусь для того, чтобы формальный подход не стал препятствием для вхождения в Единое пространство европейского образования, как это уже случилось однажды?..
Формальным критериям Болонского процесса белорусская высшая школа уже отвечает, утверждают в Министерстве образования. Однако до сих пор неизвестно, какие конкретные действия предпринимает Беларусь для того, чтобы формальный подход не стал препятствием для вхождения в Единое пространство европейского образования, как это уже случилось однажды.
Беларусь действительно имеет все формальные основания для вступления в Болонский процесс, отметил на круглом столе в Минске заместитель министра образования Виктор Якжик.
Он напомнил, что Беларусь является участницей Лиссабонской конвенции 1997 года о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе.
С 2002 года Беларусь присоединилась к Лиссабонской конвенции по признанию иностранных документов и последовательно реализует ее принципы в национальном законодательстве, регламентирующем процедуру признания иностранных документов об образовании.
В 2012 году завершена дифференциация сроков обучения на первой ступени высшего образования.
«Стабильно расширяется признанная практика академической мобильности. Установлено тесное сотрудничество с такими международными организациями, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ДААД, Европейский фонд образования. Обеспечивается участие университетов Беларуси в проектах, реализуемых Европейским союзом: TEMPUS, Erasmus Mundus, «Регион Балтийского моря», «Польша-Беларусь-Украина», «Латвия-Литва-Беларусь» и др. В рамках развития сотрудничества с международными организациями в 2009 году в Минске открыты Информационный пункт Совета Европы и офис программы TEMPUS», — отметил замминистра.
Взаимообмен студентами и преподавателями превышает 8 тыс. человек в год.
Мобильность преподавателей и студентов — одно из важных условий Болонского процесса. По данным Минобразования, в прошлом году в белорусских вузах работали от 60 до 70 иностранных преподавателей. Они приезжали на работу в Беларусь как на несколько дней, так и на несколько месяцев. Наши преподаватели активно за рубеж читать лекции не ездят, хотя такие факты есть.
Проректор Республиканского института высшей школы Игорь Титович отметил «определенные успехи в реализации отдельных элементов Болонского процесса в национальной системе высшего образования».
Так, большинство белорусских университетов организуют образовательный процесс по кредитно-модульной системе. С 2012 года все студенты получили право самостоятельно выбирать дисциплины социально-гуманитарного цикла.
«Важно также, что содержание программ высшего образования формируется с обязательным участием работодателей», — сказал Титович.
С 2010 года Министерство труда и социальной защиты и Министерство образования разрабатывают Национальную систему квалификаций, в основу которой положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран ЕС и других стран.
«Сегодня можно констатировать, — сказал Игорь Титович, — что мы находимся на втором этапе создания Национальной рамки квалификации, и в ближайшее время в качестве эксперимента будут созданы несколько сертификационных секторальных советов».
Отметим, что Беларусь в этом вопросе сильно отстала — процесс разработки Национальных рамок квалификаций достаточно далеко продвинулся в странах, входящих в Болонский процесс. Этот процесс является частью активного включения работодателей в систему управления высшим образованием.
Эксперт в сфере образования, член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев отмечает: чтобы сократить пропасть между подготовкой выпускников и требованиями работодателей, преодолеть односторонность академических требований к результатам обучения, следует ускорить переход к разработке профессиональных стандартов с активным участием работодателей.
Даже если обратиться только к тезисам, на которых останавливались чиновники на круглом столе, определяя степень приближенности страны к европейскому пространству высшего образования, очевидно, что не так уж и близко мы подошли к болонской двери.
На самом деле как раз формальный подход белорусской стороны вновь может стать препятствием для того вступления Беларуси в Болонский процесс.
Напомним, заявку о присоединении Беларуси к Болонскому процессу предполагалось рассмотреть в апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования в Бухаресте. Однако на заседании Болонской рабочей группы, на котором обсуждались вопросы подготовки саммита, было принято решение снять заявку Беларуси с повестки дня. Причина в том, что Беларусь не выполняет принципы Болонского процесса, такие как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием.
Таким образом, для того, чтобы белорусский вопрос рассмотрели в 2015 году, придется сделать больше, чем выполнить только формальные требования.
Белорусское образование нуждается в реформах, которые потребуют изменения законодательной базы, то есть Кодекса об образовании. Общественный Болонский комитет подготовил свою редакцию Кодекса об образовании. В Минобразования есть свои 300 страниц изменений, о которых общественность практически ничего не знает. В такой ситуации трудно разделить уверенность Минобразования в болонских перспективах страны.
Обсудим?