Белорусское образование. Модернизация или консервация?

Возможно, что происходящее в системе образования — это и правда новая политика власти, а новый министр — ее инструмент.

Инициативы нового министра образования вызывают у экспертного сообщества озабоченность, так как ставят под сомнение успешность исполнения обязательств, взятых на себя Беларусью при вступлении в Единое европейское пространство высшей школы.

 

Как будет мести новая метла?

«На смену профессору Михаилу Журавкову — умеренному  реформатору во главе Министерства образования,.. неожиданно был назначен руководитель Коммунистической партии Беларуси Игорь Карпенко, пользующийся репутацией крайнего консерватора и сторонника советской идеологической модели. В обществе это событие ценили как сигнал к свертыванию болонской реформы», — отмечается в отчете о мониторинге имплементации дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси.

Такие перемены в руководстве Министерства образования экспертам «внушают тревогу, поскольку это может прервать наметившуюся в последние месяцы 2016 г. тенденцию к большей открытости и большей конструктивности в подходе к имплементации дорожной карты».

Власть в Министерстве образования поменялась 15 декабря прошлого года. И уже 9 января указом президента были внесены изменения в систему централизованного тестирования. Появилась возможность сдачи ЦТ по четырем учебным предметам, срок действия сертификатов увеличен до двух лет, а количество резервных дней — до трех. Правда, эти новшества разрабатывались еще при Михаиле Журавкове.

Также указом президента введены льготы для выпускников профильных классов педагогического направления при поступлении на педагогические специальности. На бюджет такие абитуриенты будут зачисляться по результатам собеседования, однако для них срок отработки по распределению составит не менее пяти лет.

Комментируя нововведения, министр образования Игорь Карпенко отметил недопустимость, чтобы в университеты поступали абитуриенты с низким баллом:

«Тот, кто имеет высокий балл, в первую очередь должен пробовать себя в системе высшего образования. Нонсенс, когда ты приходишь в класс, смотришь журнал, там есть ребята, которые получают пятерки-шестерки, и при этом говорят, что будут поступать в высшее учебное заведение. Наверное, для этого нужен более высокий балл».

Уже по инициативе Карпенко был фактически узаконен дополнительный рабочий день для учителей по субботам, а родительским комитетам официально запретили собирать деньги. Теперь законными будут считаться только сборы в попечительские советы.

Изменения в правилах поступления в вузы и первые решения нового министра наводят на мысль о том, что в образовательной политике в сфере высшего образования Беларуси возможен поворот, отметил в комментарии для Naviny.by член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

«Ранее одной из главных идей была доступность высшего образования Беларуси любой ценой. Денег в образование особо не вкладывали, но давали максимальному числу абитуриентов возможность поступать в высшие учебные заведения. И мы видели немало примеров того, когда до невозможного уровня понижался порог набранных баллов, дающих право поступить в университет. Сейчас мы наблюдаем политику экономии средств и сокращения доступности высшего образования», — сказал эксперт.

По его мнению, об этом свидетельствует подчеркнутый интерес к такому инструменту как целевая подготовка для будущих педагогов в том числе. Дунаев считает такую инициативу очень сомнительной:

«С какой стати люди будут обрекать себя на это рабство в течение пяти лет ради поступления на специальности, на которые нет спроса среди абитуриентов? Поощрение в виде поступления по результатам собеседования иллюзорное, а обязательства — болезненные».

Кроме того, это противоположный тренд обязательствам Беларуси согласно дорожной карте, которую подписала Беларусь при вхождении в Болонский процесс. В этом документе рекомендуется предельно сократить количество выпускников вузов, которые подлежат распределению. Исключение могут составлять лишь те, кто обучается по дефицитным специальностям.

«Получается, что Беларусь вместо того, чтобы использовать европейские механизмы борьбы с безработицей, развивает советскую схему обязательной отработки, да еще и в течение пяти лет», — сказал Дунаев.

 

В ожидании новой редакции Кодекса об образовании

Законодательную базу для выполнения дорожной карты должен обеспечить Кодекс об образовании, проект новой редакции которого должен поступить в Палату представителей до 1 июля. По словам Игоря Карпенко, глобальных изменений в системе образования ждать не стоит, хотя некоторые корректировки будут приняты.

Пока содержание министерских предложений в Кодекс об образовании отсутствует в публичном доступе.

Вместе с тем в отчете о мониторинге имплементации дорожной карты реформирования высшего образования Беларуси отмечается, что процесс выполнения обязательств «вступает в свою критическую фазу». В 2017 году в законодательстве должны быть закреплены все обязательства, взятые на себя белорусской властью в 2015 году при вступлении в Болонский процесс.

«Однако власти постоянно откладывают представление проекта законодательных изменений в Кодекс об образовании и его передачу в Национальное собрание. Предложения Министерства образования по изменению законодательства в соответствии с дорожной картой не доступны для общественности и не обсуждаются публично. Имеющаяся информация из доступных источников свидетельствует, что пока нет значительного прогресса в имплементации дорожной карты, особенно в части социального измерения высшего образования, академических ценностей, создания независимого агентства контроля качества», —  говорится в отчете.

Это создает риск того, что дорожная карта реформирования высшего образования Беларуси не будет выполнена в срок и в том объеме, который был предусмотрен изначально:

«Процесс модернизации образования в Беларуси постоянно сталкивается с серьезным сопротивлением консервативных сил, отмечается в отчете. Это замедляет, а зачастую и выхолащивает смысл нововведений. В настоящее время имплементация дорожной карты также подвергается серьезному риску».

Например, нет движения в части правовой основы для создания независимого агентства контроля качества образования в соответствии с европейскими стандартами, отмены принудительного распределения.

Возможно, что происходящее в системе образования — это и правда новая политика власти, а новый министр — ее инструмент.