Закон об альтернативной службе — чтобы медом не казалась
Альтернативная служба не нужна и не интересна белорусскому государству…
Закон «Об альтернативной службе», скорее всего, будет еще хуже, чем ожидалось. Такой вывод напрашивается после изучения документа, который Палата представителей приняла 10 ноября в первом чтении.
Хотя законопроект еще должен пройти повторное обсуждение в Палате представителей, получить одобрение в Совете Республики и подпись президента, маловероятно, что содержание документа изменится в лучшую сторону.
Основная причина — альтернативная служба не нужна и не интересна белорусскому государству. Принимая законопроект, власти в очередной раз просто ставят галочку.
Этот тезис подтверждают слова Владимира Василенко, председателя постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей.
На вопрос журналиста газеты «7 дней» об актуальности альтернативной службы для нашего общества депутат ответил: «Лично я как гражданин считаю, что каждый молодой человек призывного возраста должен служить в армии». Напомним, что комиссия, которую возглавляет Василенко, принимала активное участие в разработке законопроекта.
Складывается впечатление, что разработчики пытались изложить нормы документа таким образом, чтобы сделать альтернативную службу как можно менее привлекательной. Законопроект делает ее возможной лишь для весьма ограниченного круга людей.
Документ ради галочки
Возможность выбора альтернативной службы предусмотрена конституцией, но для ее реализации необходим нормативный акт, принятие которого то и дело переносилось.
Так, еще в 2000 году вышло постановление Конституционного суда, которое предусматривало разработку закона, затем, в 2010 году, конкретное поручение дал уже президент.
Причиной более чем десятилетней волокиты, вероятно, послужило давление военного лобби, которое никогда не скрывало своего негативного отношения к альтернативной службе. Да и главе государства с его трепетным отношением к армии (оба его старших сына отслужили в погранвойсках) идея альтернативной службы, судя по всему, не близка.
Законопроект об альтернативной службе кажется примером документа, который не интересен самим разработчикам.
Судя по всему, он, прежде чем отправиться в парламент, был без проблем согласован со всеми ведомствами. Такое случается довольно редко: либо когда есть указания сверху, либо когда заложенные нормы устраивают всех чиновников.
Маловероятно, что сам текст закона «Об альтернативной службе» писался под диктовку сверху. Получается, что принятый депутатами в первом чтении законопроект устроил всех: как Министерство обороны, так и Министерство труда и социальной защиты, что само по себе случается редко.
При этом с точки зрения общественности нынешняя редакция документа получилась по многим параметрам хуже представленной еще в начале года.
Чтоб служба медом не казалась
Складывается впечатление, что основной целью документа де-факто является недопущение популяризации альтернативной службы.
Так, установлен заметно больший срок ее прохождения по сравнению с военной. Он составит три года для людей без высшего образования и два года для имеющих вузовский диплом. В армии же нужно отслужить соответственно полтора года и год.
Но если посмотреть на условия прохождения альтернативной службы, предлагаемые законопроектом, то объективных причин для увеличенного срока нет. По сути, белорусские законодатели максимально приравняли ее к армейской, сделав лишь небольшие исключения.
К примеру, рабочая неделя у альтернативщика, как и у солдата, будет шестидневная, а за каждые 12 месяцев службы полагается десятидневный отпуск. Что же касается тяжести того или иного варианта несения службы, то это вопрос, требующий дискуссии.
По крайней мере, учитывая положение дел в отечественных сферах социального обслуживания и медицины (именно там будет проходить альтернативную службу большинство граждан), можно сказать, что медом альтернативщикам их участь не покажется.
Кроме того, солдат находится на полном обеспечении. Для проходящих же альтернативную службу предусмотрено ежемесячное денежное содержание, которое будет устанавливаться в размере 150% от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума (ныне это около полутора миллионов белорусских рублей), и вводится запрет на другую работу или ведение предпринимательской деятельности. Легко ли будет прожить в таких условиях три года?
Важным отличием альтернативной службы от службы в армии является возможность получения заочного образования и образования в форме соискательства.
Но дело не только в суровости условий, а еще и в малодоступности альтернативной службы в белорусском варианте.
Согласно нормам законопроекта, она возможна лишь в случае, если служба в армии не соответствует вероисповеданию гражданина. Да и набор на альтернативную службу будет, судя по всему, ограничен. Уже сегодня чиновники твердят, что он составит 80-100 человек в год. Для сравнения, на срочную военную службу в ходе осеннего призыва будет призвано около 9000 новобранцев.
Таким образом, с принятием закона «Об альтернативной службе» в Беларуси мало что поменяется. Фактически альтернативная служба будет доступна лишь на бумаге.
Обсудим?