Отношением к «Белсату» польское правительство развязало руки белорусским властям

Работающие на польский спутниковый телеканал журналисты подвергаются в Беларуси постоянному преследованию.

Белорусские фрилансеры, сотрудничающие с польским спутниковым телеканалом «Белсат», в нынешнем году стали лидерами среди журналистов по числу штрафов. Их сумма уже превысила 10 тысяч евро. Эксперты называют «Белсат» одним из самых незащищенных СМИ и прогнозируют, что отношение белорусской власти к телеканалу во многом будет зависеть от того, какое решение о его дальнейшей судьбе примет правительство Польши.

Акция в поддержку «Белсата» у Администрации президента Беларуси, 20 декабря 2016 года. Фото Сергея Балая

Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) 30 августа направило руководителю Администрации президента Наталье Кочановой обращение с просьбой повлиять на ситуацию с преследованием журналистов-фрилансеров.

БАЖ подчеркивает, что неправомерно привлекать журналистов к ответственности по статье 22.9 Кодекса об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о средствах массовой информации»).

 

Новый накат на фрилансеров

«Сейчас ситуация ухудшилась как никогда: журналистов снова массово наказывают штрафами за сам факт выхода подготовленных ими материалов в иностранных СМИ», — отмечает БАЖ. В нынешнем году зафиксировано уже 35 таких случаев, 26 из них — в отношении тех, кто сотрудничает с вещающим на Беларусь «Белсатом».

В частности, только за последние несколько недель административные протоколы за работу на иностранное СМИ без аккредитации и незаконное изготовление и распространение продукции СМИ были составлены в отношении шести корреспондентов «Белсата» — Стася Ивашкевича, Алеся Силича, Марии Арцыбашевой, Екатерины Андреевой, Сергея Ковалева и Алины Скребуновой.

БАЖ ранее обращалась для решения ситуации в Верховный суд, МВД, Генеральную прокуратуру, КГБ. Но эти инстанции не помогли решить проблему, а КГБ и вовсе не ответил на обращение.

В нынешнем обращении БАЖ призывает главу Администрации президента содействовать прекращению «необоснованного вмешательства сотрудников внутренних дел в реализацию журналистами права на свободное получение, хранение и распространение информации, свободу выражения мнений и убеждений».

Тем временем международная организация «Репортеры без границ» в своем заявлении отметила, что именно корреспонденты «Белсата» стали в 2017 году в Беларуси «главными жертвами преследований». Чаще всего штрафовали гомельского журналиста Константина Жуковского, которому сейчас грозит конфискация имущества из-за невозможности оплатить штрафы.

В заявлении подчеркивалась ситуация порочного круга: белорусские власти, препятствующие открытию офиса «Белсата» в Минске, фактически сами вынуждают журналистов работать без аккредитации.

Это не первая волна преследования журналистов-фрилансеров в Беларуси. Статья 22.9 КоАП активно использовалась против них в 2014-2016 годах. Затем на фоне потепления отношений с Западом некоторое время фрилансеров не штрафовали, но после весенних протестов 2017 года журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ без аккредитации, вновь начали привлекать к ответственности за «незаконное изготовление продукции средств массовой информации».

Между тем, как неоднократно отмечали юристы БАЖ, закон о СМИ определяет, что к ответственности по этой статье могут привлекаться редакции, но не физические лица.

Когда «Белсат» только начал вещание (это было почти десять лет назад), сотрудничавших с каналом пытались привлекать к ответственности сугубо за работу без аккредитации. Но белорусское законодательство предусматривает за это лишь вынесение предупреждения. Посчитав, что такая мера неэффективна, власти решили давить журналистов-фрилансеров штрафами.

 

Силовики доказывают свою нужность?

Пока непонятно, повлияет ли обращение БАЖ к Кочановой на ситуацию, отмечает минский медиааналитик Павлюк Быковский. «Мне кажется, обратились к ней для того, чтобы проверить, будет ли этот механизм работать. Это (вопросы СМИ. — ред.) входит в сферу ее компетенции», — сказал эксперт в комментарии для БелаПАН.

Новую волну штрафов за работу без аккредитации Быковский объясняет тем, что инициаторы преследования рассматривают это как профилактическую меру перед возможными осенними протестами. «Хотя, честно говоря, я не ожидаю, что осенью будут какие-то особо крупные протесты», — добавил собеседник.

Но силовики, подчеркивает он, подобными действиями доказывают власти свою необходимость. «А так как в Беларуси чиновников обычно наказывают не за применение репрессий, а как раз за попустительство и либерализм, то силовики ничего не теряют», — отметил Быковский.

Он не склонен считать, что усиление репрессий против журналистов «Белсата» связано с проблемами телеканала в Польше, правительство которой намерено прекратить его поддержку.

«Скорее даже наоборот, преследование журналистов польского СМИ — а поляки финансируют «Белсат» и воспринимают его как свое СМИ — должно быть внутренним рычагом в польской политике, — говорит Быковский. — И этот рычаг может повлиять на то, чтобы польское правительство проявило солидарность с редакцией и ее журналистами. Уверен, что эта волна преследования исходила не из слабости положения «Белсата» и ситуации в Польше, а скорее это — разработка белорусских силовиков».

 

Варшава «сливает» телеканал?

А вот белорусский политолог Валерий Карбалевич, напротив, считает, что отношение польского правительства к «Белсату» отчасти развязало руки силовикам в Беларуси.

«Телеканал оказался тут сейчас наиболее незащищенным, — отметил он. — Над ним нависла угроза ликвидации. У белорусских властей сейчас хорошие отношения с польским правительством, которое, судя по всему, не собирается финансировать «Белсат». И отношение польского правительства к «Белсату» в определенной мере дало белорусским властям карт-бланш для того, чтобы возобновить эти репрессии».

Хотя борьба с телеканалом в Беларуси, в принципе, и не прекращалась, подчеркивает Карбалевич. «Репрессивная машина заточена на борьбу с «Белсатом». Были периоды затишья, потом всплески, но эта линия сохраняется», — говорит аналитик.

Сейчас преследование возобновилось, возможно, и потому, что власти все же опасаются повторения осенью уличных акций протеста.

«Весной акции протеста журналисты показывали в онлайн-репортажах и живом эфире. Их смотрело огромное количество людей, гораздо больше, чем смотрят белорусские государственные телеканалы, — напомнил Карбалевич. — Властям это не понравилось, поэтому довольно жесткий удар пришелся по журналистам в ходе этих акций».

Опасаясь их повторения, отмечает он, власти пытаются «зачистить» «Белсат» — единственное СМИ, которое транслировало акции протеста по спутнику. Другие не подчиненные белорусским властям СМИ тоже активно освещали весенние протесты, но масштабные репрессии против них могут привести к непредсказуемым последствиям.

«Например, если тронут радио «Свобода», то это будет означать конфликт с США, чего властям совершенно не надо. Зачистка национальных СМИ может вызвать возмущение и активные действия со стороны различных международных организаций, — говорит Карбалевич. — А поскольку поляки сами так относятся к «Белсату», то тогда «можно» и белорусским властям».

Хотя при этом Минск все же оглядывается на Европу. «Если бы ее реакция была сильная и жесткая, думаю, что власти приостановились бы, — считает аналитик. — Но позиция Запада в отношении Беларуси сегодня обусловлена больше геополитическими факторами, чем проблемами прав человека и демократии. Белорусские власти это хорошо знают. И принимают соответствующие решения».

Карбалевич полагает, что и в дальнейшем на преследования в Беларуси журналистов, в том числе «Белсата», ЕС не будет реагировать жестко.

«Даже события весны, когда были репрессии против большого числа людей, вызвали со стороны Запада осторожную негативную реакцию. Не думаю, что сейчас можно рассчитывать на нечто большее», — подчеркнул он.

По мнению политолога, на отношение белорусских властей к журналистам «Белсата» гораздо больше, чем заявления из Брюсселя, повлияет то, какое решение о судьбе телеканала примут польские власти.


  • Храбрец Северинец За Белсат сражался Увидел польское посольство Сразу передумал