Автор скульптуры на улице Октябрьской: вагина выглядит не так

В скульптуре на Октябрьской каждый видит то, что способен увидеть, считает ее автор художник Игорь Стахиевич.

Фото Сергея Сацюка

Автор скандальной скульптуры на улице Октябрьской Игорь Стахиевич называет себя Bazinato и художником-исследователем. Он говорит, что в скульптуре на улице Октябрьской каждый видит то, что способен видеть.

О том, что имел в виду сам Bazinato, он рассказал в интервью Naviny.by.

Игорь Стахиевич. Фото facebook.com/bazil.stachievich

Bazinato — аудио-визуальный художник и исследователь. Общественный активист. В 2004 окончил Белорусский государственный педагогический университет (преподаватель биологии и валеологии). Учился в Европейском гуманитарном университете (Вильнюс, Литва) на факультете визуального дизайна и медиа. В 2004-2010 гг. — участник арт-группы Usplesk Organism (Беларусь / Литва). В 2007-2011 гг. — участник аудио-визуального коллектива EeplCat (Беларусь / Литва).

 

— О замысле вашей работы на улице Октябрьской чего только не говорят. Что хотели сказать вы?

— Сначала мне было жаль, что около скульптуры нет пояснения, концепции работы. Но в какой-то момент стало интересно, потому что люди высказывали свое мнение о том, что они видят. Иногда оно, правда, оказывалось не очень далеким.

Работа называется «Великое существо». Мое видение ее такое. Всё меняется, может появиться что-то новое, после чего путь назад невозможен. Это существо, которое совмещает человеческий мозг — невероятно сложную Вселенную, клетки и бактерии, которые в результате размножения получают новые свойства. Я все это сливаю и создаю существо, которое в своем сознании может формировать свою структуру и управлять своими атомами. В какой-то момент оно приобретает именно ту форму, которая появилась на Октябрьской — симбиоз бактерии, человека и растения.

В этот определенный момент это космический странник, тот, которым когда-то станет человек.

Я задаю серьезный вопрос — насколько мы можем менять себя, насколько глубоко нам надо внедряться в генетику. Здесь вопрос политики, этики, религии. Например, кто-то готов на всё, чтобы не родить ребенка с синдромом Дауна или аутизмом, а религиозные люди исходят из того, что все хорошо, что бог дал.

–– Почему вам кажется важной эта тема?

— Я занимаюсь с людьми с психическими расстройствами — детьми с аутизмом, синдромом Дауна. Для меня важно понять, где эта грань, насколько нам нужно понять окружающий мир и Вселенную, чтобы стать лучше. Нам надо только думать, что поесть, что надеть или мы можем стать великими открыватели, научившись понимать и уважать законы природы?

— Увы, люди совсем не так, как вы, видят вашу работу…

— Я был несколько дней на Октябрьской, чуть ли не круглосуточно разговаривал с людьми. И слышал разные точки зрения. Я поставил работу на дороге, чтобы человек на нее натыкался, чтобы это было что-то неудобное, что-то новое и изменяющее пространство. Кто-то видит портал, кто-то вагину, всё, что угодно.

— Почему-то последний вариант превалировал.

— Я думаю, что любой взрослый человек посмотрит на вагину и поймет, что она вообще не так выглядит. Похоже, что люди, которые так говорят, ее вовсе не видели. Вообще это неважно. Вагина — это невероятная вещь, которая дает жизнь, и здесь ничего плохого нет. Вообще это портал, через который происходит зарождение чего-то нового, например, новые знания, новая вера.

— К сожалению, вашу скульптуру уже повредили, оторвали руки. Будете ее восстанавливать?

— Я специально сделал работу неустойчивой к вандалам. Изначально подразумевалось, что скульптура будет модифицироваться. Другое дело, как произошел контакт человека с искусством. Я буду ее изменять — скульптура станет другой.

Мне интересно, как работа коммуницирует с миром. Я художник-исследователь, потому что в своих проектах работаю в смежных областях, цепляю сразу науку, биологию, экологию, медийное пространство, политику, социальные явления.

— К таким проектам, наверное, можно отнести созданную вами галерею на мусорке в Молодечно?

— Да, я задумывал это как долгий проект в индустриальном районе Молодечно, который люди называют Порошки. Мусорка — место, куда каждый человек регулярно приходит. Это очень контрастное место в качестве галереи было для меня интересно, потому что там одновременно и грязь, и ритуал очищения, где люди избавляются от своего прошлого.

На первую выставку я собрал много интересных работ крутых современных художников. Выставка открылась в выходной день, к концу которого ее экспонаты местные жители в силу своего внутреннего желания забрали.

— Так задумывалось?

— Нет, но мне было интересно смотреть, что будет происходить. Люди говорили, например, что та или иная работа так прекрасна, что не может висеть на мусорке. Получается, что работы перекочевали в квартиры, потому что никто не хотел, чтобы они оставались на улице.

Для меня важно взаимодействие и то, чтобы люди контактировали с современными художественными практиками. Вместе со своими друзьями, волонтерами я популяризирую искусство, потому что современное искусство развивает мозг. В нашем обществе этого очень не хватает. И хотя все люди очень разные, многое в жизни происходит на примитивном бытовом уровне — поел, поспал, сходил в туалет.

Мы планируем делать и другие проекты на мусорке. На зиму планирую просто что-то нарисовать на стенах, чтобы выставка была стационарной. Ну а диалог с теми, кто живет в микрорайоне, я планирую вести и далее. 

— А что значит ваш псевдоним?

— Bazinato — это производное от Bazil, имени, которое мне нравится. Истории особо никакой нет. Это сочетание мне нравится еще и потому, что напоминает улицу Бразил — Октябрьскую в Минске, где я рисовал большой мурал «Последняя волшебная страна». 

Фото Elena Zheynova

 


  • Золотая PIZDA и XYIDOGNIK все такие скульпторы лепят горбатоко , что в творчестве что в интервью))))) А идиоты стадом восторгаются! А король то голый))))
  • Это "ёдрена корень"!!!! Символ жизни, предков, переемственности поколений, устремления вперед. На вагину или мозг - совсем не похоже...
  • Я тут бачу агонь свечкі на фоне чалавечай постаці. Агонь, як знак несмяротнай душы.
  • Автора считаю незаслуженно оскорбили. И если Игорь Стахиевич читает мой отзыв, то хотелось бы подбодрить вас. Мне очень нравится эта скульптура и жалею, что узнала о ней таким только образом, так как нечасто бываю в том районе. Но у меня ассоциация с ней только положительная. Это существо напоминает мне из другого мира. В ней я вижу и связь с загадочным космосом, и с неизведанной глубиной морского дна, и с ночными духами, да и просто он выглядит как дух леса, как "Тоторо". И вообще, если представить хоть чуть, что руки - это уши, то получается очень милый кролик :) как, к примеру, популярные dust bunny. Может, у меня не такие глубокие размышления, но, надеюсь, прочитав этот отзыв, вы хотя бы улыбнетесь, а другие читающие посмотрят на это со светлой, доброй стороны, как бы это ни было наивно и слегка по-детски. Мы живы пока мы мечтаем.
  • Да, похоже! Но как сказал автор, ничего плохого тут нет, скульптура классная!