Плохой знак. Усиливается давление на независимые СМИ
С весны нынешнего года уже около десяти белорусских журналистов были оштрафованы за работу без аккредитации…
В Беларуси продолжается преследование независимых журналистов. Заведены новые дела в отношении тех, кто сотрудничает с иностранными СМИ без аккредитации. Эксперты прогнозируют, что по мере приближения президентских выборов давление на журналистов будет усиливаться.
С весны нынешнего года уже около десяти белорусских журналистов были оштрафованы за работу без аккредитации. Сейчас ожидают рассмотрения в суде очередные административные дела.
Одно из них — в отношении гродненского журналиста Андрея Мелешко (третье за этот год, ранее ему вменялись в вину материалы на сайте вещающего из Белостока «Радыё Рацыя»). Другое — в отношении штатного сотрудника телеканала «Белсат» (который входит в состав Польского общественного телевидения TVP) Алеся Залевского (второе за год).
Шеф-редактор газеты «Народная воля» Светлана Калинкина отмечает, что объективно причин для усиления давления на журналистов нет. Однако есть фактор приближения президентских выборов.
«В такие политические кампании каждый мелкий чиновник желает выслужиться, и проще всего делать не серьезную работу, а именно такую показушную — ловить журналистов, наказывать, закрывать, выносить предупреждения и так далее. Думаю, что чиновники, конечно, как всегда, пойдут по пути наименьшего сопротивления», — сказала Калинкина в интервью БелаПАН.
При этом она полагает, что какие-то новые методы давления использоваться не будут. Стоит отметить, что у государства и так имеется множество возможностей, чтобы осложнить жизнь редакциям независимых СМИ.
«Могут выносить предупреждения, давать штрафы, вплоть до угрозы закрытия СМИ, могут экономически давить, то есть повышать тарифы на печать, на распространение газет», — подчеркнула Калинкина.
В то же время, говорит она, вызывает тревогу, что в последнее время избрана тактика персонального давления на журналистов. «Это такая самая подлая, наверное, тактика. И я боюсь, что именно ее и будут в основном использовать», — сказала Калинкина.
По ее словам, сегодня «в принципе можно более-менее спокойно работать, новых никаких проблем пока не возникает». Хотя старые, конечно, остались. В качестве примера она привела тот факт, что «Народная воля» хотела выходить не два, а три раза в неделю. «Но белорусские типографии не могут осилить такой дополнительный объем работы», — иронизирует Калинкина. Это при том, что тираж газеты составляет 25,5 тысячи экземпляров.
Собеседница не исключает, что ближе к выборам давление на независимые СМИ со стороны властей начнет усиливаться.
Такого же мнения придерживается и заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов юрист Андрей Бастунец.
«Были разные подходы к избирательным кампаниям, — сказал он в интервью БелаПАН. — Но, кстати, именно за более-менее отдаленный промежуток времени до начала кампании может усиливаться давление на тех журналистов и ресурсы, которые в меньшей степени подконтрольны властям. Что сейчас и происходит, но не знаю, насколько это связано с выборами».
Среди методов давления самым простым Бастунец называет вынесение предупреждения в адрес редакции СМИ.
«Причем это предупреждение может быть вынесено независимо от тяжести нарушения, чуть ли не за грамматическую ошибку или неправильно примененный оборот, что уже было, — сказал Бастунец. — Два предупреждения в течение года — это основание для инициирования закрытия СМИ. Понятно, что находящиеся под такой угрозой редакции уже после первого предупреждения могут начать более осторожно выстраивать свою редакционную политику».
Кроме того, существует и практика предъявления СМИ иска о защите чести и достоинства. «Причем не обязательно какими-то должностными лицами. Эти иски могут быть индуцированы властью, а за ними будут стоять какие-то частные фигуры», — пояснил зампредседателя БАЖ.
Не менее серьезным вызовом может стать и экономическое воздействие на издания. «С этим тоже постоянно сталкиваются — это и проблемы с печатью и распространением СМИ, проблемы с типографиями, с рекламодателями», — напомнил собеседник.
При этом рекламодатели могут надавить на СМИ и не дожидаясь указки государства. Тут можно вспомнить историю, которая летом произошла с одним из белорусских туристических изданий. После публикации на сайте газеты статьи с рекомендациями согражданам, как вести себя за границей, чтобы не приняли за русских туристов и не побили, один из рекламодателей под угрозой прекращения сотрудничества потребовал эту статью удалить, разглядев в ней антирусскую направленность. И это всего лишь газета, занимающаяся новостями в сфере туризма! Стоит ли говорить, как осторожны рекламодатели в случае, если издание пишет на острые политические темы?
Кроме того, говорит Бастунец, белорусское законодательство содержит нормы, которые предусматривают уголовную ответственность за клевету на президента и дискредитацию имиджа Беларуси.
«Сложно сказать, будут ли они использоваться в этот раз, — отметил собеседник. — Но пока едва ли не все президентские выборы, начиная с 2001 года, сопровождались возбуждением уголовных дел в отношении журналистов. Последним среди попавших под уголовную статью журналистов был Андрей Почобут».
Бастунец подчеркивает, что подобные уголовные дела обычно возбуждались или непосредственно перед избирательными кампаниями, или сразу после выборов.
Он подчеркнул, что нет практически никаких изменений и в ситуации с подпиской и распространением периодики с 2009 года, когда «Народная воля» и «Наша ніва» были возвращены в эту систему (при том что ряд изданий, исключенных из нее перед президентскими выборами 2006 года, так и не «реабилитирован»).
«Там больше никаких особых изменений не происходило — как были большинство изданий исключены из этой системы, так все и осталось», — сказал Бастунец.
Он также ожидает, что к выборам может быть ужесточено регулирование в сфере интернет-СМИ. Эксперт напоминает, что уже довольно давно власти так или иначе обсуждают возможность разработки и принятия постановления для регулирования в этой сфере.
«Ситуация пока не меняется, но, думаю, что как чертик из табакерки какой-то проект может в любой момент появиться. Или могут быть приняты другие правовые акты, которые будут направлены на ужесточение контроля в сфере СМИ», — считает Бастунец.
В целом же, подчеркивает он, все будет зависеть от политической воли властей. «Но пока то, что в последние месяцы стало усиливаться давление на независимых журналистов, — это очень плохой знак, — считает эксперт. — С одной стороны, мы говорим о диалоге с Европой, с другой — совершаются действия, о недопустимости которых, например, прямо говорит Дуня Миятович (представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. — Т.К.). Их совершают, не скрываясь, в том числе и в день ее визита. Как-то незаметно, что это стремление наладить диалог отражается на ситуации со СМИ».
Обсудим?