Болезнь зависимость. Один час в обществе анонимных наркоманов

Naviny.by выясняли, как работают группы самопомощи и можно ли избавиться от зависимости разговорами друг с другом…

Когда средь бела дня в обычном минском дворе к тебе подходит незнакомый молодой человек и без предупреждения сгребает в охапку так, что перестаешь видеть окружающий мир за его спиной, это немного дезориентирует. Но именно так начинается встреча анонимных наркоманов.

После первого такого объятия мой провожатый Олег* не без смеха объясняет, что это традиционное приветствие в сообществе, которое он называет «ласкотерапией». Ближе к началу собрания объятий становилось все больше: если не каждый, то каждый второй участник подходит с распростертыми руками. Позже эти приветствия удивляют лишь тем, что все они мужские: время приближается к 16 часам, а на собрании еще не появилось ни одной девушки…

Первая группа сообщества «Анонимные наркоманы» появилась в Минске в 1999 году, сейчас их три, а собрания проводятся каждый день. Не зависимый человек может посещать только открытые собрания, которые проводятся раз в неделю или раз в месяц в зависимости от группы. Остальные встречи — только для зависимых.

Группа «Десятка» собирается в подвале одного из жилых домов в Партизанском районе. На двери в подвал висит объявление с просьбой громко не разговаривать и не курить под окнами дома — жильцы жалуются.

В самом подвале обстановка простая, но довольно домашняя, особенно если вспомнить, что в кино такие встречи обычно показывают в помещениях со светлыми стенами и пластиковыми стульями. Прямо напротив входа стоит стол и кресло, вдоль других стен — диваны, стулья, в углу стол с чайником, кружками и сладостями, свет приглушен.

Все стены увешаны распечатанными тематическими цитатами: «Это помогло мне, поможет и тебе!», «Мы больны настолько, насколько не высказались», «Одного раза слишком много, 1000 всегда недостаточно» и другими. Все эти заявления обращены к новичку — он в группе самый главный. Когда на собрание приходит новичок, все внимание переключается на него, и сообщество предлагает ему свою помощь.

Обычно в минских группах собирается 10-30 человек. В день нашего собрания в Минск приехали представители АН из регионов, поэтому людей было много — к середине встречи их количество превысило три десятка. Свободных диванов и стульев оказалось недостаточно, и ребята откуда-то принесли еще две скамьи. Женщины в зале все же появились, и немало, просто по-девичьи опоздали.

Возраст участников разный. Говорят, недавно в одну из групп пришла 14-летняя девушка.

В сообществе нет лидеров, в группах нет постоянных ведущих, уборщиков и т.д. — все эти работы распределяются между участниками по принципу добровольных дежурств. В АН также работают подкомитеты, которые проводят информационную работу и рассказывают о своем опыте выздоровления в больницах и тюрьмах, организуют рекламу, ищут помещения, снабжают группы специальной литературой и т.д. Такая деятельность называется служением.

Ведущий начинает и заканчивает собрание, дает слово другим участникам. Само собрание проходит по определенному сценарию и начинается с приветствия: каждого участника просят поприветствовать других, назвать имя и свой статус, например «Привет, я Леша, я зависимый/наркоман». Не зависимые люди на открытых собраниях уточняют, что они «гости».

Некоторым участникам также раздают заламинированные распечатки, в которых рассказывается о целях и принципах сообщества, сути программы «12 шагов Анонимных наркоманов» — в начале собрания эти тексты зачитываются вслух.

Участники также читают молитву, решают некоторые организационные вопросы, касающиеся работы подкомитетов. Ведущий интересуется, празднует ли кто-то важную дату, пусть даже не круглую. Празднующих оказалось немало, в основном, некруглые, но внушительные даты — у одной девушки, например, 14 лет и два дня чистоты (т.е. 14 лет и два дня назад девушка перестала употреблять наркотики). Круглую дату в этот день в группе тоже отмечали — год чистоты зависимого Ивана. Это событие здесь празднуют тортом и «спикерской» (выступлением).

Тема собрания — паника. Ведущий зачитывает отрывок о панике из книги «Ежедневные размышления», остальные могут высказывать свои мысли об этом. Приехавший из провинции Антон рассказывает, что у него панику вызывает кризис, отсутствие перспектив, низкая зарплата и страх не выбраться из этой ситуации. В то же время он и сам признает, что не предпринимает усилий, чтобы изменить ситуацию.

Обстановка на собрании удивляет своей неоднозначностью. С одной стороны, все участники веселы и непринужденны, общаются и улыбаются до собрания, пьют чай, кушают торт, роняют ложки во время встречи и, хихикнув, получают замечание от ведущего, но их слова при этом очень серьезны и видно, что для них это нечто большее, чем просто тусовка с друзьями.

Основная часть встречи была посвящена «юбиляру» и его «спикерской». Спикер рассказывает другим участникам историю своей зависимости и выздоровления. Ваня мечтал «спикерить» с тех пор, как присоединился к сообществу, и теперь делится самыми интимными вещами — о том, как обманывал жену, убегая по ночам в клуб, как «банчил» (торговал наркотиками, чтобы заработать себе на дозу. — ред.) и как был уверен, что с ним ничего не произойдет, как боялся сорваться и как трудно ему было принимать помощь от сообщества.

На собраниях люди делятся своим опытом выздоровления и жизни без наркотиков, потому что «перекумарить» и бросить употреблять, как они говорят, не так уж сложно, но принять мир и своих близких такими, какие они есть, не пытаться кого-то переделать — вот что вызывает трудности.

«Наркотики как некая анестезия, которая раскрашивает мир в такие тона, где ты становишься тем, кем ты хочешь быть. Но в конечном счете наркотики делают из тебя раба. Уже не ты управляешь ими: хочу — принимаю, хочу — нет, а они управляют тобой», — поясняет Naviny.by Олег.

«Розовое» употребление и сила наркотического рабства

Почему люди принимают наркотики, несмотря на масштабную и непрекращающуюся антинаркотическую пропаганду? Многие думают, что смогут бросить, когда захотят. Банально, но факт.

Почему идут к анонимным наркоманам? У каждого своя история. Некоторым для начала выздоровления достаточно самой маленькой причины — проснуться на улице или прогулять работу, другим нужно упасть на самое дно.

Татьяна пришла в сообщество, когда у нее уже не было «никаких человеческих ресурсов употреблять», в ее жизни были только проблемы с милицией и семьей, домой ее не пускали, денег не было. Хотя, как и у других наркоманов, у нее все начиналось с эйфории и так называемого «розового» употребления.

«Боль — отправная точка для обращения. Безнадежность, чувство отчаяния, никому ненужность. Когда и с наркотиками жить не хочется и без наркотиков не знаешь как», — говорит Олег. По его словам, в жизни наркомана стираются основные жизненные принципы, есть только одна цель: как замутить, где найти, кого обворовать и как продать что-нибудь.

Олег не верил, что обычные способы помогают полностью избавиться от наркомании, поскольку многие его знакомые после детокса снова ехали к барыгам. По его мнению, решающее значение имеет не физическая, а психическая зависимость от наркотика. На первое собрание он пришел «в рваных кроссовках, весь черный, прокопченный»: «Я сидел, мне страшно было, но чувство отчаяния, безнадеги и внутренней боли настолько прибило к земле…».

На собраниях не говорят о наркотиках и эффектах, которые они вызывают. Здесь все равны: есть только «вещество» и «болезнь зависимость». В обществе анонимных наркоманов не употребляют даже алкоголь — он тоже элемент зависимости.

Зависимость для наркоманов — не временное состояние, а неизлечимая болезнь. Зависимыми называют людей, которые не могут употреблять какие бы то ни было психоактивные вещества без последствий, не способны остановиться и понять, когда уже хватит.

Не зависимые могут неделю носить «дозу» в кармане без непреодолимого желанию «употребить», могут выпить вечером стакан виски и убрать бутылку, зависимые не могут ждать — им нужно употребить здесь и сейчас.

Когда знаешь, что выход есть, употреблять труднее

Новичок может позвонить любому человеку из группы и попросить о помощи. Как правило, новички не сразу понимают, как работает сообщество и в чем суть программы «12 шагов Анонимных наркоманов».

«Мы ему говорим: главное, возвращайся, приходи. Я пришел с улицы, неделю ходил под кайфом. Через месяц только я понял, что к чему и что есть какие-то шаги и надо что-то делать», — рассказывает Олег.

В сообществе никого не держат насильно, посещать собрания или нет — личное дело каждого, но всем новичкам говорят, что с наркотиками выход один: тюрьма, больница или смерть.

В группах есть правило: человек под кайфом имеет право слушать, но не может высказываться. В то же время, находясь в программе, принимать наркотики становится трудно, и в этом случае дно достигается намного быстрее.

«Уже понимаешь, что употреблять вообще нельзя, что нужно ехать на собрание группы, а не к барыге. Когда не знаешь, что выход есть, употреблять намного легче», — рассказывает Татьяна.

Олег чистый уже четыре с половиной года, хотя до этого употреблял наркотики десять лет. Татьяна жила с наркотиками семь лет и более двух с половиной лет чиста. Свой срок чистоты ребята помнят вплоть до каждого дня.

Олег посещал собрания две недели прежде чем окончательно отказался от наркотиков, Тане понадобилось около двух лет.

«Я то ходила, то полгода не ходила, употребляла. До сих пор я не знаю, почему не выздоравливала, наверное, потому что я еще хотела употреблять, — объясняет она. — Хотя все равно было тяжело употреблять, потому что я не работала, у меня не было денег и было много проблем».

В конечном счете, большинство новичков возвращаются в группы даже в случае срыва, но есть и те, кто умирает, попадает в больницу или тюрьму. Но для того чтобы оставаться чистым, рекомендуется ходить на собрания (иногда годами), работать над «шагами», заниматься служением.

В сообществе действует система наставничества, при которой человек, уже прошедший программу 12 шагов, курирует выздоровление новичка.

Каким бы ни было прошлое, «Анонимные наркоманы» не отказываются от него. «Я понимаю, что нанес много ущерба, но я возмещаю его и возместил во многих случаях. Возможно, это моя роль — прожить этот период жизни и потом помогать людям, которые страдают от этого. Я не могу изменить прошлое, но могу изменить будущее», — говорит Олег.

Татьяна воспринимает прошлое как уникальный опыт: «Когда я смотрю на людей не зависимых, я понимаю, что я не такая, и тогда начинаю себя терзать, почему всё так получилось в моей жизни. С другой стороны, я понимаю, что у меня есть уникальный опыт: если бы я не употребляла, я бы не начала программу «12 шагов». Мы очень похожи с братом, он не прошел программу. Я вижу в нем какие-то моменты, которые реально есть во мне, но я знаю, что научусь по-другому себя вести, а он, возможно, не научится, потому что этого не видит и не увидит, потому что не прошел «12 шагов».

Многие проблемы у членов сообщества общие — это видно из вопросов, которые они задают спикеру Ивану. Удалось ли сохранить семью, восстановить доверие близких? Собрания держатся на том, что люди делятся своим опытом и пользуются опытом других.

В течение всего часа участники незаметно передают друг другу какой-то предмет, который ненадолго зажимают в руках и о чем думают. Спустя время сосед слева незаметно передает тот предмет и мне — оказалось, жетон «Год чистоты и душевного покоя» для Ивана. Значок проходит через руки всех присутствующих на собрании, которые как бы заряжают его своей силой и волей в борьбе с зависимостью.

Первый значок наркозависимый получает, когда впервые приходит на собрание, второй — через 30 дней чистоты, потом — через 60 дней, через год и через два года. Значки можно оставлять себе либо со временем отдавать младшим участникам сообщества, так как в АН действует девиз «Мы можем сохранить то, что имеем, лишь отдавая это другим».

Работа сообщества построена на традициях, одна из которых — самообеспечение. В конце собрания пускается шапка для добровольных пожертвований — кто сколько сможет, новички и гости денег не кладут. Деньги нужны на оплату аренды, печать визиток и других материалов, покупку чая и печенья.

Собрание заканчивается молитвой, но если в начале ее читали сидя на своих местах, то в конце все становятся в круг и обнимают плечи друг друга.


Подробную информацию о действующих в Беларуси группах анонимных наркоманов можно получить на сайте сообщества и по телефонам: (029) 274-2-274, (029) 664-6-964.


*Все имена в тексте изменены по этическим соображениям.


  • Я чистый 4 года, 5 месяцев и 8 дней благодаря Богу и сообществу "Анонимные Наркоманы"