Реабилитация. Куда податься наркоману
Число наркоманов и алкоголиков в Беларуси увеличивается. Государство признает, что не справится с проблемой без общественных организаций.
Число наркоманов и алкоголиков в Беларуси увеличивается, и все больше зависимых людей нуждается в реабилитации. Государство признает, что не справится с проблемой без общественных организаций.
Качественная помощь, за которую «ничего не будет»
В Беларуси серьезно занялись реабилитацией потребителей психоактивных веществ (ПАВ) — людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Соответствующая концепция была принята в сентябре 2015 года. Ее суть заключается в формировании государственного социального заказа для реабилитационных центров и создание их в каждом областном центре, сообщила на круглом столе в Минске заместитель директора по организационно-методической работе РНПЦ психического здоровья Татьяна Короткевич.
Наркологическая помощь должна быть доступной, отметил руководитель Республиканского центра мониторинга и превентологии РНПЦ психического здоровья Алексей Кралько.
«Доступность означает, что человек должен получить качественную помощь, и за это ему ничего не будет. Тогда больные будут проходить социальную, медицинскую реабилитацию и просто обращаться к врачу за помощью. Это непростой вопрос, который решится, наверное, со временем», — пояснил специалист.
По его словам, реабилитация дает хороший экономический эффект:
«Доказано, что каждый доллар, потраченный на лечение от последствий потребления психоактивных веществ, дает в среднем экономию в размере 7-8 долларов. Положительный экономический эффект происходит вследствие снижения преступности, возвращения зависимых от употребления ПАВ к трудовой деятельности и появления у них источника дохода».
Чтобы система реабилитации работала, необходимо межведомственное взаимодействие, создание соответствующей реабилитационной среды, подчеркнул Алексей Кралько.
Кто должен платить за реабилитацию?
В Беларуси реабилитация проводится как в государственных медучреждениях, так и силами общественных организаций. Центры и отделения реабилитации работают в Гродно, Минске, в Минской области.
В Минском областном центре «Психиатрия-наркология» с начала 2016 года реабилитация организована в амбулаторных условиях, а также уже пять лет работает реабилитационное наркологическое отделение «Исток». Здесь пациенты получают комплексную психосоциальную реабилитационную помощь в лечении пагубных привычек и различных видов зависимости (алкоголь, курительные смеси, наркотики, игромания). Реабилитацию с 2011 года здесь прошли более 2000 пациентов. Реабилитации длится до двух месяцев (выдается больничный лист).
Помощь оказывается как на платной основе, так и за средства бюджета. В общественных организациях в большинстве случаев платно. Однако по каждому пациенту решение принимается индивидуально.
В результате, например, в реабилитационных центрах благотворительной общественной организации «Жизнь» сразу несколько человек проходят реабилитацию бесплатно. Но взять на таких условиях всех желающих невозможно.
В «Жизни» реабилитацией наркозависимых занимаются более десяти лет. У организации есть четыре отделения в регионах.
Алексей Кралько считает, что негосударственные организации, которые специализируются на реабилитации наркологических больных, должны получать государственное финансирование: «Речь идет о системе государственного социального заказа».
Также, по мнению специалиста, необходимо разработать механизм поддержки учреждений, которые обеспечивают социальную реинтеграцию участников реабилитационных программ: «Возможно, стоить ввести льготное налогообложение для предприятий, которые предоставляют рабочие места прошедшим реабилитацию, и другие механизмы господдержки».
Представили большинства реабилитационных центров отметили в ходе опроса, проведенного в этом году РНПЦ психического здоровья, что нуждаются в трудоустройстве клиентов после прохождения реабилитации, около 16% организаций — что нуждаются в развитии условий для подготовки людей к социальной жизни в будущем.
Главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси Иван Коноразов привел в качестве примера опыт Польши, где проводится конкурс среди общественных организаций на проведение программ по реабилитации за счет государственного бюджета. Такая практика есть и в России.
В Беларуси 44 общественные организации оказывают помощь по реабилитации людей с зависимостями. Социального заказа нет ни у одной из них, отметила Татьяна Короткевич.
Реабилитация и религия идут рука об руку
Как отметила социолог сектора наркологического мониторинга РНПЦ психического здоровья Ксения Марудина, реабилитационные центры используют различные методы работы с зависимыми — индивидуальные консультации, семинары с участием других реабилитантов, занятия по духовному росту.
В большинстве организаций есть консультанты, имеющие специальное образование, в том числе психологическое, юридическое и медицинское. В штате всех организаций есть сотрудники, которые ранее проходили там реабилитацию как потребители ПАВ.
Более 80% активно работающих центров социальной реабилитации потребителей ПАВ занимаются религиозным воспитанием. Однако христианская основа их деятельности настораживает многих из тех, кто нуждается в реабилитации, но не готов к погружению в религиозность.
Трудовая реабилитация без ответственности за тунеядство
В ходе опроса треть общественных организации, оказывающих помощь в реабилитации потребителей ПАВ, высказались за внесение изменений в декрет № 3. По мнению представителей общественных организаций, из числа тех, кто должен уплачивать ежегодный сбор в случае неучастия в финансировании госрасходов, необходимо исключить лиц, находящихся в программе долгосрочной реабилитации.
«Общественные организации обосновывают свое мнение тем, что люди находятся на реабилитации около полутора лет и не могут платить налог на тунеядство, так как не работают», — сказала Ксения Марудина.
Однако Алексей Кралько считает, что без «систематической трудовой занятости реабилитация невозможна».
«Ученые спорят, что такое трудотерапия, что такое терапия занятостью. Обычный труд — это одно, а труд, который лечит, намного сложнее. Опытные специалисты знают, что не так-то легко с целью получения лечебного эффекта заставить трудиться зависимого от ПАВ», — отметил специалист.
В этом году Республиканский центр мониторинга и превентологии РНПЦ психического здоровья планирует начать научный проект по разработке новых подходов к трудотерапии для страдающих алкогольной зависимостью: «Попробуем работать во взаимодействии с ЛТП».
В любом случае, уверен заместитель главного врача центра «Психиатрия-наркология» Алексей Александров, до принудительного труда зависимых от ПАВ в Беларуси дело не дойдет.
«Когда человеку говорят: «Трудись, это твое право» — это одно, а когда говорят: «Трудись, это твоя обязанность» — это другое. А если говорят: «Если ты не будешь трудиться, будешь сидеть» — третье. Обязательное трудоустройство находится где-то посередине. Мне бы хотелось, чтобы мы где-то посередине и остались. Ведь обязательный труд не является принудительным», — отметил Александров.
Напомним, в этом году белорусский вопрос впервые рассматривался Международной организацией труда в контексте конвенции № 29, которая посвящена недопустимости принудительного труда. Официальному Минску рекомендовано привести в соответствие с конвенцией нормы некоторых внутренних документов, в том числе и декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».
Правительство Беларуси отвергает обвинения в том, что в стране практикуется принудительный труд, в ЛТП в том числе.
Обсудим?