Мансардное строительство в Минске может быть приостановлено
Инвесторам предлагают взять на себя реконструкцию инженерных сетей. При таком раскладе строительство мансард становиться экономически невыгодным…
Не первый год чиновники заявляют, что строительство жилых домов в Минске будет сокращаться. При этом город продолжает интенсивно расти. Мансардное строительство хотя бы частично может снять остроту проблемы, особенно если учесть, что новые квартиры появляются в районах с уже отлаженной инфраструктурой, а их стоимость ниже, чем в новостройках. Однако вопрос, кто должен финансировать реконструкцию инженерных сетей, ставит под угрозу возведение новых мансард в Минске.
Компания «Белоир» — фактически единственная, кто сегодня строит мансарды в Минске. Она занималась надстройками на домах во Фрунзенском районе. Квадратный метр в доме по улице Данилы Сердича стоил от 860 до 1300 тысяч долларов, в доме по улице Янки Мавра — от 1000 до 1300 долларов. Площадь — от 58 до 70 квадратных метров.
Директор УП «Белоир» Аркадий Калиновский говорит, что мансардные квартиры — новый продукт на рынке, поэтому каждому покупателю приходится объяснять, какая технология применялась при строительстве, какие использовали материалы. Страхуют такие квартиры по тому же коэффициенту, что и обычные.
«Для мансардных квартир используется технология, которая применяется при строительстве загородного коттеджа, — говорит он. — Единственный минус этого жилья — шестой этаж без лифта».
Надстройку возводят примерно за год. Жителей дома на это время не отселяют. Аркадий Калиновский говорит, что технология сравнима с капитальным ремонтом: стройка идет с 9 до 17 часов с перерывом на выходные, все материалы наверх подымают вручную.
«Есть вопросы по затеканию, но на время строительства все квартиры страхуются. Подрядчик несет полную ответственность», — говорит он.
Однако далеко не все собственники согласны, чтобы в их доме появились мансарды. Жители дома № 109 по проспекту Независимости в прошлом году даже вывесили растяжку «Дому 63 года. Требуем капитальный ремонт без надстройки».
Дело в том, что как только половина собственников дает согласие на возведение надстройки и застройщик получает разрешение на работу, в доме должны провести капитальный ремонт. На таких объектах, как правило, два заказчика: ЖРЭО выполняет капремонт, инвестор — строит мансарду.
«По закону мы компенсируем коммунальные платежи жильцам на период строительства. Но мы на себя берем дополнительные обязательства, — говорит директор компании «Белоир». — Сегодня финансирование капитального ремонта сократилось наполовину. Выпадают такие виды работ как благоустройство, ремонт подъездов, тепловая модернизация. Окна и радиаторы меняют также за счет жильцов. Поэтому у нас больше возможностей для удовлетворения потребностей собственников квартир. На домах, где мы планируем надстройки, готовы взять на себя установку оконных блоков для пенсионеров и инвалидов, ремонт подъездов. Кроме того, мы вынуждены частично взять на себя расширение дороги, увеличение мест для парковки».
Самая главная проблема — кто должен оплачивать реконструкцию инженерных сетей, которые или износились, или нуждаются в усилении, так как увеличивается нагрузка.
Раньше, по словам Калиновского, действовали по такой схеме. Если по расчетам проектировщиков инженерные сети нужно было обновлять, разрабатывалась проектная документация, которую ЖРЭО передавало кабельным сетям. Они ставили эти работы в свой график и по мере возможностей проводили реконструкцию.
«Когда появился инвестор, возник вопрос, как эта коммерческая структура будет участвовать в реконструкции инженерных сетей, — говорит Калиновский. — Мы считаем, что правильный подход — долевое участие. Если есть подстанция, на которую запитано 800 квартир, десяток лифтов, магазины и мансарда на 23 квартиры, то в общем объеме мощности наша надстройка составляет примерно 0,5%. Правильно было б взять с нас эти 0,5% за реконструкцию. Но ситуация поворачивается таким образом, что нам говорят — долевое участие не определено законом».
Еще одна проблема — финансирование капитального ремонта, которое откладывается из года в год. Если принимается решение о строительстве мансарды, ремонт нужно делать в строго оговоренные сроки, годами кормить обещаниями жильцов уже не получится.
Еще в прошлом году было озвучено, что в Минске должны появиться мансарды на 53 домах, но пока не решен вопрос, кто будет финансировать реконструкцию инженерных сетей, строительство мансард не развивается.
В начале июня состоялось совещание у первого заместителя председателя Мингорисполкома Владимира Кухарева, где было предложено создать рабочую комиссию, которая бы выработала подход к решению данной проблемы. Однако пока дело так и не сдвинулось с мертвой точки. По крайней мере, помощник Кухарева и пресс-служба Мингорисполкома не смогли ответить на вопрос Naviny.by, создана ли комиссия и приступила ли она к работе.
Архитектор Александра Боярина считает, что мансардное строительство стоит развивать в Минске, спрос на такое жилье со временем будет только расти.
«Наши люди в первую очередь обращают внимание на цену. Мансардные квартиры в этом смысле довольно выгодный вариант, причем надстройки можно также возводить и для офисов, гостиниц. Что касается прочности, то еще до строительных работ все показатели проверяются, в Беларуси довольно строгие нормы, — говорит специалист. — Не думаю, что стоит экспериментировать с домами в центре города. А вот в спальных районах мансарды вполне приемлемы, тем более что обновляется фасад зданий, проводится капремонт».
Фото УП «Белоир», TUT.by
Обсудим?