Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Дать свободу чиновникам

Наталья РЯБОВА

Наталья РЯБОВА

Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам.

Система госуправления Беларуси — своеобразные качели в плане вмешательства в экономику и жизнь. Правда, эти качели противоречат законам физики — летают от вертикального положения только в одну сторону и потом снова к точке нуля, а в другую никак не хотят. Поэтому кататься на них некомфортно.

Под сторонами катания я имею в виду степень и глубину проникновения и контроля государства. В один момент государство устами президента возмущается волокитой, бюрократизацией и прочими недоработками на местах и дает жесточайшее указание действовать самостоятельно, решать вопросы и принимать решения. Ну и вертикаль как-то худо-бедно шевелится и проявляет требуемые качества. А потом в ходе выезда тот же президент обнаруживает какое-то последствие этой свободы — грязь или какое-то не очень адекватное решение — и начинает «наводить порядок».

Под порядком у нас имеется в виду ручное управление и ручной контроль надо всем (как в анекдоте, где «даже картошку без меня перебрать не могут!»). И чиновники быстро понимают, что сейчас снова фаза качелей, где инициатива наказуема и надо в первую очередь выполнять распоряжения сверху, а про самостоятельность забыть до следующего указания.

Очень красноречиво говорит об этом в своем интервью бывший директор Национального агентства инвестиций и приватизации Наталья Никандрова — выдержанно и вежливо, но по сути:

«Главный результат работы — своевременное «закрытие» вышестоящих поручений, госслужащие утопают в бумажной работе и бесконечных совещаниях, это отнимает столько усилий, что на основное просто не остается времени. Во-вторых, люди, принимающие решения, практически не имеют права на ошибку, поэтому они часто перестраховываются и стараются максимально обезопасить себя от возможных негативных последствий принятого решения, для этого создаются коллегиальные органы: оргкомитеты и рабочие группы. В третьих, наше законодательство местами несовершенно и может быть трактовано неоднозначно, а контроль за работой госсектора требует его соблюдения, поэтому все предпочитают 10 раз перестраховаться, что порой доходит до абсурда: то нельзя, это нельзя, ничего нельзя! Люди просто боятся принимать решения».

Качаясь туда-сюда, сложно куда-то двигаться. Разнонаправленные векторы, складываясь, дают топтание на месте и ощущение потерянного времени.

Нужно иметь мужество быть последовательными, как говорил Кант. Нужно иметь мужество терпеть другой стиль работы другого человека, если делегируешь ему полномочия в организации. Нужно иметь смелость самоустраниться и терпеть неидеальность и непорядок при децентрализации государственного устройста. И заниматься не ручным исправлением ошибок и возвращением всего под единоличный контроль, а обеспечением независимости судов, которые и должны исправлять недостатки.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».