Можно ли сдержать рост цен на лекарства?
Лукашенко требует не допускать необоснованного роста цен на лекарства. Импортеры же говорят, что если курс доллара продолжит расти, то каждая новая партия будет дороже предыдущей.
Александр Лукашенко требует не допускать необоснованного роста цен на лекарства. Импортеры же говорят, что если курс доллара продолжит расти, то каждая новая партия будет дороже предыдущей.
Принимая 15 февраля с докладом министра здравоохранения Василия Жарко, глава государства выразил обеспокоенность, что, поскольку люди в любом случае не станут экономить на лекарствах, «производители и особенно торговля будут стараться цены потихоньку двигать».
«Это недопустимо, — подчеркнул Лукашенко. — Конечно, я не за то, чтобы мы загнали аптеки или других производителей в убытки. В противном случае мы будем вымывать номенклатуру товаров и лекарств, мы потеряем эту номенклатуру. Никто в убыток работать не будет, но и наживаться за счет этого, особенно торгующим организациям, позволить нельзя».
Лукашенко добавил, что ситуация с ценами в аптеках остается контролируемой, но призвал не оставлять ее без внимания и впредь.
На мировом фармрынке о требовании Лукашенко не догадываются. Одна из обсуждаемых тем западной печати в январе — решение производителей лекарственных средств увеличить цены.
Политики, врачи, представители страховых компаний, пациенты в последние месяцы критиковали рост цен на медпрепараты, заявляя, что лекарства стали недоступны многим пациентам. Тем не менее, о поднятии цен заявили фармпроизводители США, в том числе Pfizer, Amgen, Allergan, Horizon Pharma и другие. Речь идет о подорожании на 9-10%.
Даже с учетом мощного воздействия административного ресурса в Беларуси поставщиков зарубежных лекарств не заставишь работать себе в убыток.
В Беларуси цены на лекарства формируются в соответствии с нормами указа президента № 366 от 11 августа 2005 г. «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику».
Согласно указу, цены на импортные медицинские товары формируются посредством сложения расчетной отпускной цены и оптовой надбавки. Отпускная цена — это сумма контрактной цены, пересчитанной в рубли по курсу Нацбанка, таможенных платежей, НДС и транспортных расходов. Надбавка не должна превышать утвержденных значений.
«В указе четко определены размеры предельных оптовых и торговых надбавок на лекарственные средства», — отметила в комментарии для Naviny.by заместитель директора по внешнеэкономической деятельности компании «Фармин» Татьяна Цыганок.
Таким образом, цены на импортные лекарства не являются полностью свободными, но все же могут изменяться соответственно изменениям курсов валют. В аптеках цены на импортные лекарства отличаются как раз из-за разного курса доллара в дни, когда партии медикаментов проходят таможню.
Год назад, когда курс доллара резко вырос сразу на 30%, под угрозой «самых жестких мер» Минздрав ввел мораторий на цены. Сейчас административного принуждения к замораживанию цен нет, поэтому импортеры могут увеличивать цены на новые партии лекарств в соответствии с ростом курса доллара.
Что касается белорусских лекарств, то, как сообщил министр здравоохранения Василий Жарко, их доля на белорусском рынке в денежном выражении по итогам 2015 года превысила 52% при плане в 50%.
Решать эту задачу должны были без использования административного ресурса, но наращивая производство, говорил журналистам заместитель министра здравоохранения Валерий Шевчук в сентябре 2015 года.
Отметим, что административный ресурс в определенной мере все же используется: в больницах большинство лекарственных средств — белорусского производства, льготные рецепты (инвалидам, детям до трех лет) за редким исключением выписывают только на белорусские лекарства.
Свою роль в наращивании производства играет появившаяся для фармпредприятий возможность брать льготные кредиты. Указ № 174 «О некоторых мерах по развитию фармацевтической промышленности» предоставляет занятым модернизацией фармпроизводителям ряд преференций. Например, возможность получать под гарантию правительства кредиты с трехгодичной отсрочкой платежа.
Заместитель министра здравоохранения Вячеслав Шило на недавней коллегии ведомства отметил, что анализ закупок лекарственных средств для организаций, оказывающих медпомощь в стационарных условиях, показал, что все еще приобретаются импортные средства, хотя имеются аналоги белорусского производства:
«А мы говорим про импортозамещение! Необходимо провести тщательный анализ таких ситуаций и принять исчерпывающие меры по исключению случаев необоснованного назначения импортных препаратов».
Одним словом, в Беларуси отечественным производителям лекарств дан зеленый свет. Однако у таких условий работы есть оборотная сторона — наши фармпредприятия без разрешения сверху не могут увеличивать цены соответственно затратам.
А затраты растут. Белорусские производители используют в большинстве случаев импортные субстанции. Именно так появляются дженерики, ставку на которые делает наша фармпромышленность.
Белорусскому производителю приходится покупать субстанции за рубежом за дорожающую валюту, но цены на готовые лекарства при этом практически не увеличиваются.
Как это удается, спросили Naviny.by у заместителя генерального директора по экономике Борисовского завода медицинских препаратов Ольги Холодковой.
«Цены на лекарства не увеличиваются, потому что мы покрываем рост цен на субстанцию в рублях из своей прибыли, то есть за счет предприятия. Еще один вариант — по конкурсу находим субстанции по более низкой цене. Случается, что цены на какие-то субстанции падают. Отмечу, что качество закупаемых субстанций задается изначально, то есть из-за цены оно не меняется. Наш опыт участия в закупках показывает, что многие европейские производители закупают те же субстанции, что и наше предприятие», — сказала замдиректора Борисовского завода медицинских препаратов.
Обсудим?