Почему курсовые и дипломы до сих пор пишут не те, кто их сдает

«У нас поймали на плагиате, а что делать далее, непонятно...» 

Большинство белорусских студентов пользуются или услугами по написанию дипломных и курсовых работ, или выдают за свои чужие труды, найденные в интернете.

Таковы данные исследования «Оценка результатов работы министерства и проблемы, стоящие перед высшим образованием в Республике Беларусь с позиций студентов и выпускников», проведенного по заказу Общественного Болонского комитета.

 

Образование пропитано плагиатом, как торт кремом

Студенты чаще грешат скачиванием работ с бесплатных сайтов, а не покупкой курсовых и дипломных — 70% опрошенных утверждают, что никогда не покупали работы.

Главные причины, которые заставляют студентов прибегать к уловкам на экзаменах — отсутствие практической ценности результатов письменных работ и неактуальные темы заданий.

Около половины опрошенных считают, что уловки на экзаменах являются распространенной практикой, позволяющей избежать бессмысленной потери времени и бесполезных для своей будущей специальности заданий.

Проблема плагиата хорошо известна академическому сообществу и регулирующим органам, но борьба с ним ведется пока только на словах.

Например, на февральской коллегии Министерства образования заместитель премьер-министра Василий Жарко поручил дать правовую оценку услугам по написанию курсовых и дипломных работ для студентов.

Жарко отметил, что зачастую практика плагиата никого не смущает, в вузах не интересуются, кем выполнена работа — главное, что она есть.

«О каком качестве образования мы можем говорить? Считаю, что необходимо проверить эти интернет-сайты и законодательно дать им оценку, имеют они право на жизнь или нет», — заявил тогда Василий Жарко.

Сегодня многочисленные центры по консультированию и написанию курсовых, дипломных работ продолжают свободно и открыто работать. Курсовую напишут за 30 долларов в эквиваленте, а диплом будет стоить от ста долларов. Деятельность таких центров не подпадает под лицензированные образовательные услуги и неподконтрольна Министерству образования.

 

Плагиат как само собой разумеющееся

Современными белорусскими студентами плагиат воспринимается как нечто само собой разумеющееся, считает эксперт «Либерального клуба» Вадим Можейко.

Он видит проблему в том, что по большому счету студентов не учат, как готовить и писать научные работы, поэтому многие просто не понимают, как самостоятельно «взяться за задачу».

Преподаватель, когда видит плагиат, стоит перед выбором — начинать работать со студентом, обучать его, тратить время или сделать вид, что работа его удовлетворяет.

«Система не стимулирует преподавателя к первому варианту поведения. Кроме того, написание работ на заказ — это подработка для многих из них. Чтобы было иначе, необходимо повышать престиж работы преподавателя», —  считает Вадим Можейко.

Если преподаватель проявляет принципиальность, проверить работу можно через специальные компьютерные программы, но найти их преподаватель должен самостоятельно, но «это дополнительные трудности, материальные затраты».

«Способствует развитию списывания также то, что студента теоретически можно заставить переписать работу, но за сам факт плагиата не наказывают», — отмечает эксперт «Либерального клуба».

По его мнению, основанное на использовании чужого труда обучение приводит к низкому уровню подготовленности специалистов: «По сути, это профанация, обесценивание белорусского образования».

 

Читают или нет преподаватели дипломные работы?

По оценкам преподавателя БГУ Ольги Черненко, «около трети студентов даже не пытаются писать работы сами».

Ольга Черненко выбрала собственную тактику борьбы с плагиатом: «Я не сообщаю студенту, когда понимаю, что передо мной плагиат. Я задаю вопросы, правлю и говорю, чего не хватает в работе. Был случай, когда в течение трех лет разные студенты пытались мне сдать одну и ту же работу, написанную в центре по консультированию и написанию курсовых, дипломных работ. Каждый раз в нее вносились изменения, и она становилась всё лучше. В результате пришла ко мне просто в идеальном виде».

Распознать плагиат не так уж и сложно, уверена преподаватель БГУ — достаточно задать несколько вопросов, оценить слог и форматирование. В большинстве случаев списанная или купленная работа сама себя выдаст, считает Ольга Черненко.

Другое дело, что далеко не все преподаватели заинтересованы в выявлении плагиата. Более того, многие вообще не читают работы, которые к ним приходит.

Собеседник Naviny.by привела пример смелой шутки студента: «Он сдал работу, на 17-й странице которой приклеил стикер с надписью о том, что если преподаватель его найдет, то есть прочтет текст до этой страницы, получит ящик пива. Дипломный проект «проверили», сделали некоторые замечания по вступлению и заключению. О пиве речи не было. Вот так и читаются у нас работы».

 

«Нормальная реакция на происходящее в системе образования»

Эксперт Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев считает, что сама система образования подталкивает студентов к плагиату:

«Система высшего образования дает слишком много бесполезных заданий, которые не ориентированы на решение реальных задач, развитие компетенций, востребованных на рынке труда. Есть избыточность заданий, дублированность, нет гармонии и согласованности между образовательными и профессиональными стандартами. И студенты не хотят делать лишнюю работу. Можно сказать, что это нормальная реакция на происходящее в системе образования. Безусловно, это академическая нечестность, развращенность, немотивированность, но вызванная объективными причинами».

В некоторых университетах есть юридическая ответственность за плагиат — за использование чужого интеллектуального труда могут отчислить, уволить, для чего имеется соответствующая юридическая база.

Но в большинстве случаев, отметил Владимир Дунаев, невзыскательное поведение преподавателей поощряет академическую нечестность. В целом же плагиат — это отражение системных проблем в образовании. В такой ситуации необходимо вести речь об инструментах решения проблемы — работающих системах антиплагиат, но в сложившихся условиях «решить ее полностью невозможно».

«У нас поймали на плагиате, а что делать далее, непонятно. Надо же, чтобы студент понимал, что учеба подразумевает выполнения требований академической честности», — сказал Дунаев.

 

   


  • Danis Dushelub
    Всё закономерно. Когда я получил диплом, университет в Минске был один - БГУ. Остальные ВУЗы назывались институтами. И академическая нагрузка и требования к студенту Универа были куда выше. А потом враз все сменили вывески и стали университетами. И чего теперь хотеть? - Просто количество не перешло в качество. Бывает, увы! Особенно в лукашенковской РБ.