Сможет ли Беларусь «вгрызться» в рынок Евросоюза?
Выживаемость новых белорусских товаров на внешних рынках оставляет желать лучшего.
В первом полугодии благодаря ценовому фактору наблюдался рост белорусского экспорта. Однако, как констатировал на прошлой неделе президент, «серьезных подвижек в диверсификации, освоении новых рынков сбыта товаров и услуг пока нет». Месяцем ранее, в июле, он поручал «вгрызаться в европейский рынок» и ставил эту задачу «для всех». Сможет ли Беларусь покорить рынок Европейского союза?
Сырьевая зависимость белорусского экспорта
Летом госорганы выполняли поручение президента и искали пути увеличения белорусского экспорта в ЕС. Правительство даже ставило задачу министерствам и ведомствам подготовить план соответствующих мероприятий.
Однако, как отмечают профильные эксперты госорганов, выполнить эту задачу будет проблематично.
По информации БелаПАН, оценки госорганов свидетельствуют о том, что доля высоко- и среднетехнологичных товаров в общем объеме белорусского экспорта в ЕС не превышают 2%. Основу же нашего экспорта в страны Евросоюза составляет продукция нефтяной и химической промышленности, то есть сырьевые товары.
Кстати, в новой аналитической записке «Показатели экспортной активности Беларуси в 1998-2016 гг.: каковы шансы на рост?», которую подготовил Исследовательский центр ИПМ, говорится о том, что за последние два десятилетия зависимость белорусского экспорта от сырьевой составляющей увеличилась.
«В 1998-2016 годах в структуре экспорта Беларуси произошел существенный сдвиг в сторону товаров, основывающихся на сырье. Доминирующей продукцией, поставляемой Беларусью на внешние рынки, стали топливо, мясо, молоко и продукты питания, химическая продукция, и в первую очередь калийные удобрения, а также металлы, то есть товары, имеющие относительно невысокую добавленную стоимость», — говорится в исследовании.
Анализ последних годовых данных, который провел Исследовательский центр ИПМ, показал, что на группу товаров, имеющих относительно невысокую добавленную стоимость, пришлось почти 60% экспортной корзины Беларуси. При этом в белорусском экспорте в страны ЕС доля сырьевой составляющей еще выше: 80% наших продаж — это поставки топлива, древесины, химической продукции и металлов.
В первой половине 2017 года на ЕС пришлась примерно четверть (26,7%) белорусского экспорта, а в начале 2000-х этот показатель превышал 40% и даже приближался к 50%.
В XXI веке экспорт Беларуси в страны Евросоюза почти всегда зависел от нефтяной составляющей. Так, в начале 2000-х долю ЕС в белорусском экспорте удалось нарастить благодаря тому, что нефтепереработка переживала «золотой век» (нефтяные цены росли, объемы переработки увеличивались).
В 2000-2005 годах экспорт белорусских нефтепродуктов вырос с 7,8 млн до 13,5 млн тонн, при этом более 90% поставок уходило в страны вне СНГ, то есть на рынки Евросоюза. Как следствие, белорусский экспорт в страны ЕС увеличился с 2,1 млрд долларов в 2000 году до 7,1 млрд долларов в 2005-м и на этом же уровне сохранялся и в 2010 году (7,6 млрд долларов).
В 2012 году объем белорусского экспорта в страны Евросоюза достиг рекордных 17 млрд долларов, и этот результат стал также следствием нефтяного фактора — так называемый «растворительный» бизнес позволил Беларуси пять лет назад существенно увеличить товарооборот с ЕС.
Объемы белорусского экспорта в страны Евросоюза в 2000-2017 гг. (в млн долларов)
Источник: Национальный статистический комитет
Прекращение «растворительного» бизнеса, а затем и снижение мировых цен на нефть привели к тому, что объемы экспорта в страны ЕС упали. Так, если в 2014 году, до снижения мировых цен на нефть, объем белорусского экспорта в страны Евросоюза составлял 10,7 млрд долларов, то в 2015-м — 8,6 млрд, а в 2016-м и вовсе только 5,7 млрд долларов.
В первой половине 2017-го, на фоне некоторого восстановления мировых цен на нефть, белорусский экспорт подрос до 3,6 млрд долларов (+11,6% к январю-июню 2016-го).
Старая белорусская корзина новые надежды не оправдает
Как видим, нефть играет определяющую роль в характере торговых отношений Беларуси с Евросоюзом. За последние два десятилетия влияние нефтяной составляющей на объемы белорусского экспорта в ЕС увеличилось, а достойной альтернативы углеводородам в экспортной корзине Беларуси не появилось.
Такой ход событий закономерен. Сделанный белорусскими экономистами анализ свидетельствует, что нашей стране гораздо сложнее выводить на внешние рынки новые товары, чем другим странам, которые вышли из социалистического лагеря и теперь входят в Евросоюз.
«При поставках новых товаров на внешние рынки у Беларуси наблюдается относительно низкий показатель их «выживания». Только 55% товаров, появившихся в 2000 году, сохранились в экспортной корзине страны к 2016 году. Этот показатель ниже, чем в Польше, где «выживаемость» составила 86%, а также Чехии и Венгрии, у которых процент сохранившихся товарных позиций составлял 65% и 73% соответственно», — говорится в аналитической записке Исследовательского центра ИПМ.
По мнению экспертов центра, при сохранении нынешней структуры экспортной корзины Беларуси, которая в европейском направлении состоит преимущественно из сырьевых товаров, надежды государства на рост экспорта в ЕС вряд ли оправдаются.
«Ключевой вопрос наращивания белорусского экспорта — товарная номенклатура. Проблема не в маркетинге, а в том, что мы можем предложить европейским покупателям. Многие белорусские несырьевые товары сегодня продаются только в странах СНГ. Чтобы рассчитывать на рост поставок в ЕС, нам нужно менять экспортную корзину», — считает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Возможно, предполагает экономист, драйвером белорусского экспорта в ЕС могли бы стать не только товары, но и услуги.
Чтобы национальный экспорт в европейском направлении развивался, нужно всячески поощрять развитие в стране частного бизнеса, говорит Точицкая.
«Европейские требования к товарам и услугам быстро меняются. На эти вызовы в большей степени отвечают частные белорусские компании, чем государственные, поэтому государству необходимо поддерживать частный сектор, чтобы успехи наших предпринимателей на западном направлении не были единичными», — отмечает Ирина Точицкая.
Также, считают экономисты, перспективы белорусского экспорта в страны Евросоюза зависят от притока в страну прямых иностранных инвестиций.
«Диверсификация белорусского экспорта и его рост в ЕС возможен в случае прихода в Беларусь транснациональных корпораций, которые входят в 500 крупнейших компаний в мире. У таких корпораций существуют свои сети сбыта, в которые они могли бы включать и белорусскую продукцию», — говорит руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Но пока, добавляет он, поток иностранных инвестиций в Беларусь не увеличивается, а уменьшается. Согласно официальной статистике, объем прямых иностранных инвестиций в первом полугодии составил на чистой основе (без учета задолженности инвестору за товары, работы, услуги) 883,5 млн долларов и снизился на 7,1% по сравнению с первой половиной 2016 года.
«Предпосылок для наращивания белорусского экспорта в западном направлении и его диверсификации пока не видно. Напротив, Беларуси грозит самоизоляция в связи с тем, что конкуренты пытаются вытеснить наших экспортеров с традиционного российского рынка сбыта. Пример белорусского МАЗа, который был на третьем, а оказался на восьмом месте по уровню продаж в России, свидетельствует именно об этом», — резюмировал Ярослав Романчук.
Обсудим?