Лукашенко спустит «дело РЭП» на тормозах?

Белорусские власти не хотят дразнить Европу политзаключенными, но тихо показывают ей кукиш в кармане.

Сегодня из следственного изолятора вышел главбух профсоюза РЭП Игорь Комлик. Вышел не то чтобы на свободу — отпущен под подписку о невыезде, дело не закрыто. Но это явный симптом, что власти дают задний ход.

И прежде всего это сигнал для Запада, который закулисно давил на Минск.

Дело профсоюзов. Освободили Игоря Комлика

Иллюстрация pixabay.com

 

Комлика отпустили, как и «легионеров»

Вообще сюжет «дела РЭП» очень напоминает историю с «делом патриотов» (или «Белого легиона»). «Легионеров», схваченных по весне (похоже, просто от большого испуга, вызванного «дармоедскими» протестами), тихо выпустили с Володарки перед июльской сессией Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске. Опять же: чтобы не дразнить Европу, которая восприняла то дело как чисто политическое.

Но и оно до сих пор не закрыто. В сентябре срок следствия был продлен. Так что дамоклов меч над «легионерами» продолжает висеть. Как висит он и над главбухом Комликом, и над лидером профсоюза РЭП Геннадием Федыничем, которого также обвинили в неуплате налогов, однако арестовывать не рискнули.

Это фирменная метода белорусских властей — подвешивать дамоклов меч. Карать точечно и дозированно, но держать в страхе многих. Чтобы, с одной стороны, не стать натурально кровавой диктатурой, а с другой — чтобы «пятая колонна» особо не высовывалась (и главное — упаси боже инспирировать уличные волнения), четко зная, что в ином случае мало не покажется.

Напомню, что Комлика, заключенного под стражу в начале августа, белорусские правозащитники оперативно признали политзаключенным. В случае суда и реальных сроков лишения свободы — фигурантов дела РЭП (как и «дела патриотов»), скорее всего, был бы вынужден признать политическими узниками и Брюссель.

 

Диктатура мелкого фола

Пишу «был бы вынужден», потому что Евросоюз сегодня явно не настроен портить отношения с Минском, тем более возвращать отмененные в 2016 году санкции. «После Крыма» Европа сделала ставку на прагматичное сотрудничество с режимом. Но при этом западные дипломаты, переговорщики постоянно внушают белорусским деятелям: реальные сроки за политику — это красная черта, тут уж мы глаза не закроем.

И Минск, как видим, научился танцу с саблями у самой этой красной черты. Арестовав в марте по делу «Белого легиона» более трех десятков человек, прокрутив пасквили через государственные СМИ, власти добились главного — дискредитировали протесты, пустили холодок по спинам.

А потом уж, сбив волну, можно показать и «гуманизм». Так кошка якобы отпускает прибитую когтистой лапой мышку.

Та же тактика просматривается в деле РЭП. Профсоюз попал под раздачу явно потому, что больно уж активничал в контексте тех самых «дармоедских» протестов. И уголовка (якобы за старые налоговые прегрешения) стала не просто местью, но и этаким профилактическим средством в свете того, что оппозиция обещала режиму устроить горячую осень.

Тем временем мы видим, что и по весне, и сейчас власти щедро лепят заводилам уличных протестов (Николаю Статкевичу, Владимиру Некляеву, Павлу Северинцу и другим) краткосрочные административные аресты. Плюс навешивают на «пятую колонну» бремя штрафов.

И оказалось, что, с одной стороны, Европа эти вещи, по большому счету, проглатывает (ну не вводить же санкции из-за посадок на 15 суток!). С другой стороны, таких мер в принципе достаточно, чтобы дезорганизовать и деморализовать «пятую колонну», перемолоть на сегодняшнем этапе протестный потенциал.

Так что если и диктатура, то не кровавая, а скорее этакая диктатура мелкого фола.

 

Фига в кармане

Да, и при этом сегодня Минск показал Европе фигу в кармане. Как можно понять из ответа главы Центризбиркома Лидии Ермошиной на вопрос БелаПАН, никаких изменений в избирательное законодательство до местных выборов 2018 года ожидать не стоит.

Это при том, что 32 рекомендации по совершенствованию избирательного законодательства были представлены в итоговом докладе БДИПЧ ОБСЕ о наблюдении за парламентскими выборами еще в декабре прошлого года. И Минск даже создал специальную рабочую группу, чтобы эти рекомендации проанализировать. Потом предложения группы легли на стол Александра Лукашенко.

Было это, заметьте, еще в конце января. То есть оставалось до черта и больше времени, чтобы этот пакет рассмотреть на самом высоком уровне и провести через парламент. Будь на то желание.

Поначалу госпожа Ермошина твердила, что должно пройти специальное совещание у президента. Но президент находил время на множество других вопросов — от развития хоккея до контроля за севом озимого тритикале, а вот на вопрос выборов — не нашел.

И сегодня глава ЦИК вот как ответила журналисту БелаПАН на вопрос о вероятности корректировки законов в духе рекомендаций БДИПЧ: «Ну о чем вы говорите, когда их уже выносить? Мы уже разработали и 4 ноября хотим провести заседание ЦИК, где утвердим методические разъяснения. Рекомендации БДИПЧ ОБСЕ будут учитываться только в правоприменительной практике, там, где можно не менять закон».

В общем-то, с самого начала экспертам (да и не экспертам) было понятно, что революционных изменений тут не дождешься. Сейчас вам тут разгонятся давать волю «пятой колонне» на выборах.

Но теперь выясняется, что белорусская власть, как та попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела — и теперь вовсе не собирается вносить в законодательство некие правки хоть для блезира. Мол, времени мало, очередные выборы уже на носу. Привет, ОБСЕ!

 

Запад удовлетворяется сигналами

Итак, белорусское начальство просекло несколько важных для него вещей.

Во-первых, Запад после Крыма пересмотрел приоритеты: главное — геополитическая игра, перевоспитание же авторитарного правителя сочтено делом неблагодарным и неэффективным. Хорошо, что он хоть немного дистанцируется от злого Путина, играет в миротворчество и все такое.

Во-вторых, тактика мелкого фола (большие штрафы, административные аресты) по отношению к оппозиции вполне прокатывает, не вызывает особого возмущения у западных деятелей и вместе с тем оказывается довольно эффективной для гашения в зародыше уличной активности.

В-третьих, главное — не переходить красную черту, не плодить новых политзаключенных в промышленных масштабах, как это было после Площади-2010.

И вообще для Запада в отношениях с белорусским режимом сегодня, кажется, важнее некие условные сигналы, чем системные вещи.

Поэтому Лукашенко проще пропустить в Палату представителей пару не самых радикальных инакомыслящих, чем всерьез менять правила игры на выборах. Или вместо того чтобы ослаблять гайки внутри страны, понемногу оживлять политическое поле, — просто дать отмашку на выпуск «белых легионеров», бухгалтера Комлика. Кричите «ура» и в воздух чепчики бросайте.

А параллельно белорусское начальство показывает фигу в кармане: вот вам выполнение рекомендаций ОБСЕ, как проводили выборы, так и будем проводить.