Нацбанк возьмет цены в ежовые рукавицы

Что будет с ценами в ближайшие месяцы? К чему стоит готовиться населению в будущем году?

На минувшей неделе Александр Лукашенко поручил Национальному банку обеспечить контроль за ценами на потребительском рынке. Как собирается выполнять эту задачу регулятор? Что будет с ценами в ближайшие месяцы? К чему стоит готовиться населению в будущем году?


Встреча Александра Лукашенко с Павлом Каллауром, 8 сентября с.г. Фото: president.gov.by

По сведениям БелаПАН, Нацбанк уже практически определился с будущей политикой по борьбе с инфляцией.

Денежная диктатура: продолжение следует

Если еще пять лет назад деятельность белорусского Нацбанка оценивалась, главным образом, исходя из динамики курса рубля, то сегодня регулятор ставит во главу угла другой параметр — инфляцию.

На минувшей неделе председатель правления Павел Каллаур после встречи с Лукашенко сообщил, что рост потребительских цен в этом году планируется удержать на уровне не выше 18%. Задача на 2016 год, которую ставит регулятор, — снизить инфляцию в полтора раза, до 12%.

По информации БелаПАН, проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016 год, который подготовил Нацбанк, предполагает, что с целью снижения темпов роста потребительских цен планируется ограничить денежное предложение.

В будущем году прирост средней широкой денежной массы Нацбанк намерен удержать на уровне 16% (плюс/минус 2 процентных пункта).

На достижение цели по снижению инфляции Нацбанк собирается направить все доступные инструменты монетарной политики. По сведениям БелаПАН, регулятор пришел к выводу, что инфляцию в будущем году можно снизить даже при неблагоприятных внешних условиях.

Профильные специалисты Нацбанка прогнозируют, что даже в случае, если мировые цены на нефть, влияющие на курс российского и белорусского рубля, будут оставаться относительно низкими (57 долларов за баррель), задача по снижению инфляции до 12% в будущем году выполнима.

На фоне замедления инфляционных процессов Нацбанк в будущем году намерен также постепенно снижать процентные ставки. При благоприятном развитии событий, считает регулятор, ставка рефинансирования к концу будущего года может опуститься до 18% (сейчас учетная ставка белорусского центробанка составляет 23%).

В общем, очень похоже на то, что Нацбанк намерен в 2016-м сохранить жесткую денежно-кредитную политику, которую проводит в этом году. Помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый ранее называл такую политику, предусматривающую ограничение темпов роста цен за счет монетарных инструментов, денежной диктатурой.

Очевидно, курс белорусского центробанка, предусматривающий ограничение денежного предложения и снижение инфляции, будет поддержан кредиторами Беларуси. Кстати, в будущем году, по информации БелаПАН, денежные власти ожидают поступление траншей нового кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, и за счет этого планируют увеличить размер золотовалютных резервов на 300 млн долларов.

Инфляция не поспевает за девальвацией

Инфляция находится в этом году на относительно низком уровне, и составила за январь-август 7,8%. При этом в августе темпы роста потребительских цен в стране замедлились до самого низкого с февраля 2011 года уровня, и выросли всего на 0,2%.

Правда, крупные финансовые институты (экономисты российского «Сбербанка», Евразийского банка развития) прогнозируют, что осенью в Беларуси инфляция несколько ускорится ввиду состоявшейся в августе девальвации белорусского рубля по отношению к доллару.

Однако этот всплеск будет относительно небольшим, прогнозируют аналитики, и выйти на запланированный уровень инфляции (18%) Нацбанку в этом году удастся.

Обращает на себя внимание тот факт, что в нынешнем году, несмотря на значительное ослабление курса белорусского рубля к доллару, перенос девальвации на инфляцию относительно невелик. По оценкам Нацбанка, коэффициент этого переноса составляет 0,3%. То есть при девальвации белорусского рубля к доллару примерно в полтора раза потребительские цены вырастут в этом году только на 18%.

По мнению экспертов, обеспечить относительно низкий коэффициент переноса девальвации на инфляцию властям удалось за счет нескольких факторов.

«С одной стороны, мы видим административное регулирование цен, с другой — уменьшение потребительского импорта. Снижение импорта приводит к сокращению вклада импортных товаров в потребительскую корзину и их влияния на темпы инфляции», — считает старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.

Кроме этого, отмечают эксперты, ситуация с доходами населения приводит к тому, что производители в ряде случаев не могут поднимать цены пропорционально темпам девальвации.

«У нас сегодня достаточно жесткая денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика, доходы населения в реальном выражении снизились, поэтому производители, очевидно, не могут повышать цены, поскольку их продукцию проблематично будет продать», — считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.

В условиях нынешней политики, предполагающей ограничение внутреннего спроса, снизить инфляцию до упомянутых 12% в 2016 году вполне реально, считают эксперты финансового рынка.

«Если Нацбанк будет проводить жесткую денежно-кредитную политику, сократить темпы роста потребительских цен возможно. В нашей стране инфляция имеет зачастую монетарное происхождение, поэтому при соответствующей политике управления денежной массой можно снизить инфляцию до 12% в будущем году», — прогнозирует Валерий Полховский.

Аналитики финансового рынка не ожидают смягчения денежно-кредитной политики после выборов, которое могло бы вызвать рост цен на потребительском рынке.

«Если даже в предвыборный период на печатание денег не пошли, то после выборов вряд ли будет смысл идти на этот популизм. Поэтому предпосылки для снижения инфляции существуют», — считает Вадим Иосуб.

На минувшей неделе Александр Лукашенко уполномочил Нацбанк и правительство использовать в том числе и административные рычаги для контроля за ценами, поэтому возможности влияния на инфляцию у экономических властей сегодня существуют разнообразные.

Другое дело, что темпы роста потребительских цен — отнюдь не единственный важный показатель, который характеризует ситуацию в стране.

Видение путей по снижению инфляции у властей присутствует, а вот как правительство собирается обеспечивать развитие экономики и рост благосостояния населения, пока непонятно. В предвыборной программе действующего президента на этот вопрос нет ясного ответа.


  • Д. Заяц молодец, конечно, уважаю его материалы, но сама эта бесконечная им описанная коллизия... Прикиньте: человека непрерывно кормят лимонами и кислыми яблоками. У него челюсти сводит от оскомины. Так где уж тут ему изображать радостное выражение морды лица, когда он видит очередную принесённую порцию этих плодов....
  • Пишется: "Инфляция находится в этом году на относительно низком уровне, и составила за январь-август 7,8%. При этом в августе темпы роста потребительских цен в стране замедлились до самого низкого с февраля 2011 года уровня, и выросли всего на 0,2%. Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/economic/2015/09/18/ic_articles_113_189787/ ." == Зачем только понадобилось идеологам властьдержащим вводить в очередное заблуждение ректорат? Девальвация за январь-август составила 56%, инфляция 7,8%, около половины товара, покупаемого в Беларуси товар импортный, следовательно, по беларуским товарам инфляция 7,8%, а по импортным - 56% или в среднем инфляция за январь-август 2015 г. составляет 31,9%. То бишь, на эту величину нет на балансе ВВП реальных денег. А с учетом снижения золотовалютных запасов, итоговое вздутие еще большее.
  • Батька чешет ягодицы нам, в ежовых рукавицах. Ёжики со мной согласны: Много тут под небом ясным государственных мужей! - Вы не трогайте ежей. Их целуй ты, куда хочешь, до отправки в зоосад. Ёжик бродит среди ночи - И служить державе рад. )