Историк: расстрелянные в 1940 году офицеры польской армии могли быть похоронены в Куропатах

 

Расстрелянные в 1940 году офицеры польской армии могли быть похоронены в Куропатах, заявил историк Игорь Кузнецов 5 декабря на пресс-конференции, посвященной ситуации в урочище, передает БелаПАН.

Напомним, в Куропатах дважды возводился и дважды исчезал памятник офицерам польской армии, расстрелянным в Беларуси. Один из инициаторов его установки исследователь Куропат Игорь Кузнецов обвинил в этом активистов КХП-БНФ, которых застал на месте установления знака выносящими мусор. Однако активисты обвинения отвергли. Лидер КХП-БНФ Зенон Пазьняк назвал установку такого памятника «провокацией» на том основании, что точно не известно, похоронены ли в Куропатах расстрелянные НКВД польские офицеры.

По словам Кузнецова, такая ситуация возникла потому, что «о так называемом «белорусском катынском списке» нигде информации нет». Однако сам историк в существовании такого списка не сомневается.

«На территории Беларуси было 32 тюрьмы и следственных изолятора НКВД и 47 временных лагерей НКВД. Однако «польская операция НКВД», которая была проведена в 1940 году, проводилась в основном в Минске и его окрестностях. На сегодняшний день существуют два документа, на основании которых мы можем говорить о судьбах трех тысяч офицеров польской армии, которые в апреле 1940 года были этапированы из нескольких тюрем. Пунктом назначения этапа являлся Минск. Удалось найти даже открытую информацию в архиве, как ни странно, Белорусской железной дороги. Это распоряжение о выделении железнодорожных составов для этапирования такого количества людей. То есть мы однозначно знаем, что в апреле 1940 года в Минск было доставлено не менее трех тысяч офицеров польской армии», — рассказал Кузнецов.

Согласно решению советских властей от 5 марта 1940 года все они подлежали уничтожению, напомнил историк.

«В докладной записке председателя КГБ СССР Александра Шелепина в 1959 году было указано, что в тюрьмах Западной Украины и Западной Беларуси в ходе «польской операции» было расстреляно 7305 офицеров. В 1994 году украинская сторона передает Польше свой список офицеров из 3435 человек, остается 3870 человек — «белорусский катынский список», — сказал Кузнецов.

«Ни разу не было такого, чтобы НКВД не выполнил план по расстрелам», — отметил историк. Исходя из того, что количество офицеров польской армии, доставленных в Минск, примерно соответствует «белорусскому катынскому списку», Кузнецов делает предположение, что их могли расстрелять в окрестностях Минска, в том числе в Куропатах.

Он также указал на то, что в урочище на данный момент выявлено 510 могильных впадин. «Эксгумация была проведена только в 15 из них — 7 захоронений непосредственно группой Пазьняка — Шмыгалева и 8 — Белорусской военной прокуратурой в 1997-1998 годах. Поэтому нельзя утверждать, что Куропаты исследованы полностью, и нельзя утверждать, что там нет останков офицеров польской армии», — заявил Кузнецов.


  • Офицеры польской армии - словосочетание, которое практически ни о чем не говорит с точки зрения национальной идентичности этих людей. Этом могли быть и этнические поляки, и этнические беларусы, и этнические украинцы, и люди иных национальностей. Особенно, когда речь идет о западной части Беларуси и Украине. Поэтому: офицер польской армии - это не синоним поляка. Устраивать какие-либо скандалы по этому поводу нет смысла. Как и нет смысла утверждать, что, уничтожая польских офицеров, НКВД не уничтожал при этом беларусов. Это все равно что говорить: офицер беларуской армии, а по национальному призанку это может быть и беларус, и русский, и поляк, и украинец, и представитель других национальностей, проживающих в современной Беларуси. На памятном знаке вообще нет смысла указывать национальную или страновую принадлежность убитых. Надо писать: "Здесь НКВД в таком-то году без суда и следствия на основании решения, вынесенного тройкой в составе ХХ, ХХ и ХХ, сотрудников такого-то управления ГПУ (чаще всего - Томского, по-моему), убило столько-то человек", ведь важно не то, что уничтожались люди какой-то национальности, а то, что уничтожались просто люди.