Подоходный оброк. Водители больницы в Аксаковщине обвиняют начальство во взятках

В Минском районном суде проходит процесс по делу главного механика Республиканской клинической больницы медицинской реабилитации «Аксаковщина» Николая Мазалевского. По версии обвинения, он годами брал с подчиненных дань за премии и возможность дополнительно заработать. Для следователей Мазалевский стал приманкой, на которую попалась рыбка покрупнее — главврач этой же больницы Виктор Масло. Назревает коррупционный скандал в медицине.

Naviny.by передают из зала суда.

Николай Мазалевский

 

Место действия

Больница «Аксаковщина» — крупный медицинский центр с полутысячным штатом сотрудников, у больницы хорошая репутация — здесь проходят обследование, лечение и реабилитацию белорусские чиновники высокого ранга, не говоря о зарубежных клиентах. Сайт больницы предлагает свои услуги на 10 языках. Здесь передовое медицинское оборудование, много хороших специалистов. У детей, например, капиллярную кровь для анализов уже давно берут не старинным скарификатором, а специальным ланцетом, который еще не все врачи наших поликлиник видели.

Финансируется учреждение здравоохранения из бюджета, часть денег зарабатывает на оказании платных услуг. Однако зарплаты работников назвать высокими сложно. На сегодняшнем судебном заседании водители озвучивали заработки в 200-300 долларов в месяц.

 

Действующие лица

Суд над бывшим главным механиком «Аксаковщины» Николаем Мазалевским начался 11 мая с предъявления обвинения и исков. Подсудимый под стражей. Процесс ведет судья Андрей Берилло, со стороны обвинения — прокурор Юрий Козубовский, защищает подсудимого адвокат Майя Александрова.

Николай Мазалевский, 1954 года рождения, обвиняется по частям 1 и 2 статьи 430 «Получение взятки» Уголовного кодекса.

12 мая суд приступил к опросу свидетелей. Планируется, что до 18 мая со стороны обвинения выступит 28 человек — это сотрудники гаража больницы, которые утверждают, что ежемесячно на протяжении нескольких лет отдавали своему начальнику часть заработка. По словам свидетелей, это была плата Мазалевскому за возможность дополнительно работать на полставки и получать премии.

В гараже больницы фактически Мазалевский решал, кого принимать на работу, кого и в каком размере премировать. На основании его рекомендации главврач подписывал приказы о назначении, увольнении и премировании.

Согласно материалам дела, эпизоды, по которым начальнику гаража предъявлено обвинение, касаются 2007-2016 годов.

 

Система откатов

Еще до начала суда над Мазалевским стало известно об аресте главврача больницы Виктора Масло. Руководителя реабилитационного медцентра задержали сотрудники КГБ после обысков в его рабочем кабинете и дома. По неофициальной информации, ему готовят обвинение в преступлении со схожим составом.

Из разговора с сотрудниками больницы стало известно, что Масло и Мазалевский находились в приятельских отношениях. Так, начальник гаража не раз оказывал услуги главврачу по части обслуживания личного автомобиля.

На суде один из свидетелей бывший водитель Виктор Станевич заявил, что главврач Масло был в курсе системы откатов, которую устроил начальник гаража.

Однажды у Виктора Станевича состоялся разговор с главврачом больницы. Водитель пожаловался на обстановку, которую создал начальник гаража.

«Масло ответил: «Не нужно мне ничего говорить, я знаю больше, чем вы думаете». И больше я не жаловался. А что толку?» — сказал под присягой свидетель Станевич.

После ареста начальника гаража и главврача обстановка в больнице сложилась напряженная, говорят сотрудники. Часто приходили сотрудники КГБ, подчиненных главврача вызывали на допросы.

 

Кто вас сдал?

Основа обвинения построена на показаниях многочисленных свидетелей, которые по предложению следователей оформляли так называемую явку с повинной, что исключает их из числа соучастников. О вещественных доказательствах вины Мазалевского в суде речи пока не идет.

Подчиненные носили деньги начальству, по версии обвинения, начиная с 2007 года до самого ареста. По материалам дела, на допросах чуть ли не каждый говорил, что осознавал незаконность действия начальства и своих собственных.

Всего в гараже работало около 30 человек. Но все оставалось в относительном секрете. Откуда же органы вдруг узнали о вопиющей коррупционной схеме?

«Николай Иванович, кто вас сдал?» — спросила корреспондент Naviny.by у подсудимого Мазалевского в перерыве процесса.

«Всё с этого, первого, началось», — подсудимый махнул в сторону, где недавно стоял свидетель Станевич.

 

Отношения отчего-то натянулись

Виктор Станевич, 1975 год рождения, сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком. У него двое малолетних ребятишек. После увольнения с должности водителя в «Аксаковщине» в 2015 году он устроился на работу сторожем.

Свидетель в суде рассказал, что в больнице работал водителем автобуса для персонала с 1998 года с небольшим перерывом. В 2008 году его начальник Николай Мазалевский сказал, что имеется должность водителя продуктовой машины на полставки и предложил его устроить. Станевич согласился — деньги нужны.

— Полставки — это получается 10%, — свидетель переходит к подробностям коррупционной схемы.

— Что с ними нужно делать? — спрашивает судья.

— Отдавать.

— Кому?

— Мазалевскому.

— Почему?

— Попробуй не согласись. Ситуация была такова: хочется не хочется, надо отдавать деньги.

Десять процентов с заработка на полставки и с премий водитель передавал через несколько дней после начисления зарплаты (7-е число каждого месяца). Деньги отдавал или лично в руки, или через водителей, с которыми работал на смене. Всё происходило в гараже, без свидетелей. Как говорит Станевич, «и так все были в курсе».

Водитель Станевич — очень простой мужчина. Он рассказал, что водители жаловались друг другу, когда выпивали, что Мазалевский забирает деньги, но дальше жалоб дело не шло, так как всем «тут жить и работать».

Иногда начальник напоминал водителю про «должок». У Мазалевского был блокнот со списком, вспоминает свидетель, и начальник по этому списку деньги собирал.

«Мазалевский однажды рассчетник принес и говорит: «Птичку видел?». А там напротив премии — галочка карандашом. Плати, значит», — рассказывает свидетель.

На вопрос, ставил ли Мазалевский условия по выплате премии, свидетель ответил: «Создавались такие условия, что пошел с работы бы и всё. Не устраивает работа — идите в дворники, говорил Мазалевский».

«Был период, что я семь-восемь месяцев (деньги) не передавал. Поругались мы тогда с Николаем Ивановичем», — рассказал Станевич.

В этот период со Станевича сняли полставки водителя продуктовой машины по причине того, что такой должности, якобы, больше нет. Потом на этой позиции работал другой сотрудник.

«Были конфликты, ну а что толку говорить. Продолжал дальше выплачивать... Мазалевский не шел на разговор. Я ему — у меня двое детей, строительство дома. А он не принимал к сведению. Отвечал, что ему тоже нужно жить. Что я должен и всё», — пояснил свидетель Станевич.

Между словами свидетеля в суде и его показаниями следствию прокурор усмотрел несоответствия, так что в суде были зачитаны допросы свидетеля следствием. В них оказались интересные детали.

Так, помимо дани Мазалевскому, водители, по их словам, оказывали помощь в строительстве личной бани. Также Мазалевский давал указания водителям покупать детали и запчасти для транспорта в магазине, где работал сын подсудимого.

«В марте-апреле 2015 года делали фундамент бани дома у Мазалевского. Работали три дня в рабочее дневное время. По графику поставлены рабочие дни, но обещанной начальником премии никто не получил», — прокурор оглашает детали допроса свидетеля.

— Были ли у вас с Мазалевским неприязненные отношения? — спросил судья.

— ...Отношения были натянутые. Не знаю, почему, но как-то натянуто.

— Не оговариваете ли вы его?

— Как было, так было. Говорю, как есть, — заключает свидетель.

Судебное заседание продолжится в понедельник, 15 мая.

 

 

Фото Сергея Сацюка

 

 


  • Владимир Кривченя
    Насколько мы отвыкли от оправдательных приговоров что даже статьи описывающие судебные процессы имеют обвинительный уклон! Фамилии, «приманка», «рыбка покрупнее»! А если суд вынесет оправдательный приговор? Забыли: «Лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном порядке и не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда.»
  • Владимир-Кузьмич Пушкарев
    Китайцы в таких делах не очень то церемонятся ......