Посол Украины: в Беларуси есть политическая воля для запуска украинского ТВ

А в белорусских школах, возможно, дети будут изучать украинский язык.

Посол Украины в Беларуси Игорь Кизим рассказал, как развиваются отношения наших стран, с какими предприятиями заключены соглашения и почему в Беларуси до сих пор не запустили трансляцию украинского телеканала.

Игорь Кизим родился в 1961 году. В 1987-м окончил факультет международных отношений Киевского государственного университета. На дипломатической службе с 1995 года. В 2014—2015 годах являлся временным поверенным в делах Украины в Великобритании. С 2017 — посол Украины в Беларуси.

 

«Мы пригласили Беларусь к участию во всех тендерах по улучшению дорог»

— Игорь Юрьевич, как вы оцениваете итоги встречи двух президентов 20 июля в Киеве? Над какими поручениями и договоренностями глав государств стороны будут работать в ближайшее время? 

— Встречу оцениваю только позитивно. Надо сказать, что для меня это большая удача — за столь короткое время пребывания в Беларуси в качестве посла уже дважды иметь возможность организовывать встречи президентов. 26 апреля была их встреча на площадке Чернобыльской АЭС и в Лясковичах, в Беларуси. Ее логичным продолжением стал визит в Киев 20—21 июля, своеобразное подведение итогов, анализ и оценка того, что было сделано за короткий период после предыдущей встречи. С моей точки зрения, результаты позитивны во всех сферах. Подписаны новые соглашения в сфере машиностроения, решен вопрос с демаркацией границы, есть подвижки в плане законодательства, даны конкретные поручения по унификации наших обменов, в том числе электроэнергией. 

У нас рост экономики идет, экспорт и общий товарооборот растут. Нашими руководителями были заявлены амбициозные цели по достижению в течение двух-трех лет высших показателей 2012 года, когда наш товарооборот составлял 8 млрд долларов. К этому мы будем стремиться. И уже было сказано, что абсолютно реально в следующем году иметь цифру в 5 млрд. 

Были намечены пути расширения промышленной кооперации. Здесь у нас, наверное, самый большой резерв для наращивания нашего товарооборота. Для этого имеется соответствующая законодательная база и интерес со стороны бизнес-кругов обеих стран. 

В период визита президента Беларуси в Украину в Киеве прошел белорусско-украинский бизнес-форум, был подписан ряд договоров. В этом контексте я бы хотел высоко оценить работу белорусской делегации. Большинство инициатив по подписанию соглашений на этом форуме исходили от белорусской стороны, что говорит об агрессивной, в хорошем смысле, внешнеэкономической политике белорусских производителей в Украине. Во многом это является основной движущей силой роста нашего товарооборота. Как послу, мне бы хотелось, чтобы такая же активность украинских производителей была здесь, на территории Беларуси. 

— А какие договоры были подписаны в Киеве? 

— Например, договор на поставку в Украину БелАЗов, меморандум об участии белорусской стороны в разработке скважин на украинских месторождениях, договоры о поставках в сфере сельского хозяйства, о сотрудничестве с «Могилевлифтмашем», «Гомсельмашем» и другими предприятиями. Всего — порядка 20 соглашений. Одна из новых тем — производство совместной продукции, с которой сможем выходить на рынки третьих стран. Тема известная, белорусы в этом имеют свои успехи, мы — свои. Президенты акцентировали внимание на том, что речь идет о любом виде продукции, которую мы можем совместно сделать, без ограничений. 

Мы также заинтересованы в дорожном строительстве, которое у нас сейчас активно развивается. Мы заинтересованы сотрудничать в сфере энергоэффективности, высказывалась даже заинтересованность в опыте Беларуси по строительству мусороперерабатывающих заводов. Сейчас мы проводим тендеры по этому вопросу и приглашаем белорусскую сторону к участию в них. 

На встрече в Киеве много говорилось о налаживании контактов на межрегиональном уровне. Беларусь активно использует межрегиональное сотрудничество в отношениях с Россией и Китаем. Мы тоже заинтересованы в таком сотрудничестве. 

В свою очередь, и белорусская сторона должна быть заинтересована, потому что сейчас для этого открываются большие возможности в Украине. Благодаря проводимой в Украине реформе по децентрализации, появилась значительная сумма денег в распоряжении местных бюджетов. Называлась цифра в 100 млрд гривен — это порядка 4 млрд долларов, которые местные власти могут использовать для проектов на региональном уровне, не ожидая дополнительных вливаний из республиканского бюджета. Это дает большие ресурсы и большие резервы, в том числе в плане закупки производимой в Беларуси продукции машиностроения. 

Кроме того, у нас принята специальная программа по улучшению дорожной инфраструктуры — это еще 1,8 млрд долларов. Мы пригласили к участию во всех тендерах, которые открываются, белорусскую сторону без ограничений. Поэтому возможности у нас действительно большие, это тоже резерв для роста товарооборота. 

Принято решение президентов о проведении поочередно — в Украине и Беларуси — форумов регионов. Пока не могу говорить о датах и количестве участников, но такая работа ведется. Идея была, чтобы до конца года первый форум состоялся. 

«Для инвестиций нужно создать условия, бизнес нельзя обмануть лозунгами»

— Что нужно сделать для увеличения объема украинских инвестиций в белорусскую экономику? 

— Инвестиции идут туда, где созданы условия. Наши страны, как мне кажется, испытывают обоюдный интерес во взаимных инвестициях, но нужны условия. И здесь бизнес обмануть нельзя никакими политическими лозунгами — все зависит от того, насколько будет интересна бизнес-среда в Беларуси для прихода инвестиций. И, насколько я помню, ваших инвестиций в Украину сейчас пока больше. Мы, как развивающиеся экономики, сейчас ждем инвестиций от других сторон и из других стран. Экономика Украины находится на подъеме, хотя у нас идет война. Мы работаем, в том числе и белорусская сторона, чтобы создать хороший инвестиционный климат, а это работа непростая. 

Наши экономики немного отличаются по структуре — в Украине она более рыночная, у вас государственный сектор большой присутствует. Но даже в этой ситуации всегда можно найти формулы и форматы, по которым будет обоюдно интересно нашему и вашему бизнесу и банкам работать. В этом плане встреча глав государств дает очень сильный импульс. Такие встречи полезны с точки зрения мобилизации ресурсов, которые есть у двух стран. Если бы не было встречи, неизвестно, сколько бы сил пришлось приложить и посольствам, и министерствам для решения ряда вопросов. 

— Вам приходилось общаться с украинскими бизнесменами, которые работают в Беларуси? Они обращались в посольство с какими-то проблемами?

— Знаю, что некоторые проблемы были, но их решили, в том числе — во время встречи президентов. Например, по сертификатам на определенную продукцию нашли решение, были другие решения. Контакты с бизнесменами есть, но в посольство они, если и обращаются, то это уже крайний случай, когда все другие способы не помогли. В большинстве случаев у нас все проблемы решаются на уровне комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, на уровне прямых контактов между бизнесменами. 

 

В белорусских школах будут изучать украинский язык

— По итогам переговоров в Киеве Петр Порошенко сообщил, что поручил Вам «очень тщательно работать с украинцами, которые проживают на территории Беларуси, чтобы они ощущали, что украинское государство заботится о каждом гражданине». 

— Есть два аспекта этого вопроса. То, что было сказано президентом, относилось к украинцам, которые (по вашим данным их около 160 тысяч) переселились в Беларусь, в том числе из временно оккупированных районов. Президент очень обеспокоен, что такое количество украинцев есть, а мы с ними мало работаем. Если какие-то проблемы у них возникают, посольство должно оказывать им помощь. Я своей задачей ставлю найти всех этих людей, выяснить, сколько украинцев живет в каждой области Беларуси, где и как они зарегистрированы, есть ли у них какие-то потребности, которым украинское государство должно уделить внимание и помочь чем-то. Это первый аспект вопроса. 

Второй касается удовлетворения гуманитарно-культурных потребностей украинцев, которые проживают в Беларуси. Они интересуются украинской культурой, имеют потребность в поддержании своей идентичности. В этом плане тоже были подвижки. Уже принято решение и даны поручения, чтобы мы проработали вопрос о возобновлении преподавания украинского языка в учебных заведениях — пока что в приграничных регионах Брестской и Гомельской областей. Мы уже работаем с Министерством образования по программам хотя бы факультативного обучения украинскому языку в белорусских школах. В ближайшее время, думаю, мы будем решать на местном уровне конкретные вопросы, чтобы дети проживающих здесь украинцев имели возможность изучать и не забывать украинский язык. 

С другой стороны, такой же интерес есть к изучению белорусского языка в Украине, и над этим мы тоже работаем. У нас и в Киевском университете есть преподавание белорусского языка, и в районных школах он уже преподается факультативно. Думаю, что в сентябре какие-то результаты уже будут. Тут многие зависит от активности наших диаспор. Но интерес есть, поручения даны, а дальше это — вопросы больше технического плана. 

— Пока речь идет только о факультативных занятиях? 

— Это будет зависеть от конкретного случая, тут больше компетенция районо. Но давайте с чего-то начнем. Минимальной задачей ставим начать факультативные занятия. Конечно, если введут полный курс обучения языку, я буду только рад. Думаю, что белорусы в Украине — тоже. 

— Еще в 2014 году Александр Лукашенко и Петр Порошенко договорились запустить вещание украинского канала в Беларуси. Канала нет до сих пор. Возникли какие-то непредвиденные обстоятельства? И обсуждался ли этот вопрос на последней встрече президентов? 

— Вопрос этот поднимался. Скажем так, он не «опускался» никогда, работа велась. На встрече президентов в апреле были даны поручения конкретным людям проработать вопрос и доложить о результатах, что и было сделано. Определенная работа уже проделана, причем, к моему удивлению, больше даже сделано белорусской стороной. Я беседовал с руководством наших министерств информации, в том числе — с Лилией Ананич. В моем понимании, в этом деле больше вопросов технического характера. Желание есть обоюдное. Более того — политическая воля есть. И, как мне показалось, больше в этом заинтересован как раз белорусский президент, который четко сказал, что хотел бы видеть в информационном пространстве Беларуси альтернативную точку зрения об Украине, в том числе — о событиях на Донбассе. 

Ранее обговаривался еще и вопрос, как это сделать — то ли совместный канал будет, то ли чисто украинский, то ли брать какой-то контент с украинского канала. Вот такие вопросы обсуждались в течение всего этого времени. В протокол встречи записали проработку вопроса о трансляции украинского телеканала в Беларуси и белорусского — в Украине на взаимной основе, определили два ответственных ведомства. Теперь это не на словах, а в конкретных документах. Кроме того, поставлены сроки, когда должен быть результат — это сентябрь. Очень надеюсь, что к этому сроку будут уже все решения найдены, как его запустить. Давайте не будем говорить о том, что в сентябре будет канал, но все решения к этому сроку уже должны быть приняты. 

Есть и техническая проблема. В Беларуси кабельные сети все государственные, государственных каналов у вас больше. У нас вся сетка частная. Чтобы на паритетных началах запустить каналы, получается, что либо вы не должны платить за белорусский канал в украинских сетях, либо мы должны платить. Здесь возникает ряд технических вопросов, потому что владельцы кабельных сетей в Украине — разные, и с каждым надо договориться, и этот вопрос наши министерства должны как-то решить. 

Хотя я согласен с Лилией Станиславовной (Ананич), что украинский контент в Беларуси присутствует. Например, на телеканале «Беларусь 2» очень много передач украинского производства — «Битва экстрасенсов», к примеру, или передачи культурного характера. 

— Но это ведь не то же самое, что новостные передачи. 

— Конечно. Но я к тому, что у нас есть взаимное понимание. Вопрос по контенту согласовывается уже на другом уровне. 

— О каком канале сейчас идет речь? 

— Это опять-таки вопрос технического плана. Ранее речь шла о канале иновещания UA/TV, который идет во многих странах, вещает на украинском, русском, английском и других языках. Но это — уже вопрос переговоров между конкретными ведомствами. Лидирующие позиции здесь должны занять наши министерства. 

2 августа во второй части интервью с Игорем Кизима читайте, что ждет «Коммунарку» за поставку продукции в Донецк и почему Украина не критикует нарушения прав человека в Беларуси.

 

 

Фото Сергея Сацюка


  • X_Mit to
    Я даже знаю кто у нас заяц.:))
  • Геннадий Сам
    Я даже знаю кто у нас заяц.:))
  • Нам только этого калия не хватает до полного счастья.
  • Анатолий Дрыгин
    А нам нужна украинская мова????????как и укр.тв