Художник Виктор Астер: у современного общества нет времени на классическое искусство

В Центре современных искусств в Минске представлен арт-проект «ТРАНСФОРМА»…

В Центре современных искусств в Минске представлен арт-проект «ТРАНСФОРМА». Его авторы — молодые белорусские художники Виктор Астер, Петр Кузьмич и Мировлад Палачич. Экспозиция состоит из инсталляций, арт-объектов, скульптуры и живописи.



Куратор арт-проекта, недавний выпускник БГАИ художник Виктор Астер поделился с Naviny.by своими мыслями о проблемах и перспективах современного искусства, а также об отношении к нему в белорусском обществе.

— Вы могли бы выделить основные направления, в которых сегодня работают белорусские художники?

— Можно сказать, что мы сейчас находимся на распутье, в замешательстве. Многие белорусские художники пытаются копировать темы современного искусства, которые были в Америке еще в 60-70-х годах. То есть, фактически мы занимаемся сейчас переработкой старья. Я думаю, что не стоит слишком отвлекаться на это, надо искать свой путь, свою индивидуальность и свои направления. В настоящее время большинство тем, в которых работают авторы, скатывается к политике, экономическим вопросам, порнографии, непонятным экспериментам. Художникам есть смысл всерьез задуматься над новыми, не избитыми направлениями, которые смогут привлечь к себе внимание и зрителей, и творческой молодежи.

— Можно ли сегодня в нашей стране нормально жить, зарабатывая только творчеством?

— Это вопрос сложный и неоднозначный. На него можно ответить по-разному: и да, и нет. На самом деле, чистым искусством прожить сложно везде. В большинстве случаев художники помимо занятия искусством работают в смежных сферах. Происходит это по той причине, что в Беларуси такое понятие как арт-рынок еще не развито, белорусские авторы продают не так много своих работ. Многое зависит от наличия галерей и выставочных площадок, от людей, которые заинтересованы в развитии арт-рынка, от создания особого микроклимата для того только, чтобы искусство развивалось. Не так давно в Минск приезжал известный художник Никос Сафронов, который продал здесь свои работы на внушительную сумму. Это говорит о том, что в Беларуси есть люди, готовые платить деньги за искусство, но отечественным авторам наша публика уделяет недостаточное внимание.

— Организовать выставку в Беларуси — легко или сложно?

— Когда я был студентом, мне казалось, что необходимо быть очень известным художником, чтобы перед тобой были открыты все двери. На самом деле, если человек начинает работать в этом направлении, действительно хочет рисовать или создавать скульптуры, двери перед ним открываются автоматически. Придя в галерею со своими задумками, необходимо представить разумный план выставки, показать свои работы, которые соответствуют определенной теме — то есть, отнестись со всей серьезностью к делу, которое задумал. Здесь важно только непосредственное желание самого художника реализовать проект.

— Насколько актуальна сегодня проблема эмиграции для молодых белорусских авторов?

— Если взять ситуацию еще пятилетней давности, то очень много наших художников, музыкантов и других творческих людей уезжало за границу. Однако на сегодняшний день такого активного оттока творческой молодежи из Беларуси нет. Авторам и здесь есть что показывать и о чем рассказывать, здесь есть неисчерпаемая почва для философских исканий. Я не вижу серьезного повода для отъезда художников за границу в поисках самореализации.

Уезжая за границу, человек начинает существовать в подвешенном состоянии, у него нет почвы под ногами. В таком состоянии художники не могут вести полномасштабный творческий поиск, они вынуждены создавать свои работы для местных жителей только с целью прокормить себя. Находясь на родине, человек чувствует некую защищенность и внутренний комфорт, которые позволяют ему экспериментировать, искать. Да и в культурном плане хорошо, когда художник может представлять себя за рубежом непосредственно как белорусский автор.

— А как воспринимают наших художников за границей?

— С этим, мне кажется, дела обстоят сложно. В первую очередь — по той причине, что авторы из постсоветского пространства за рубежом воспринимаются как «русские художники». Хотя не могу сказать, что это общепринятое мнение.

— Как вы можете оценить уровень современного белорусского искусство, которое предлагают потребителю?

— Белорусские молодые авторы проходят хорошую школу, умеют рисовать, знают свой предмет. Но, мне кажется, в первую очередь нам необходимо научиться не копировать все западное, европейское. Наше искусств должно быть самобытным, молодым авторам нужно развивать тему своей земли, свою философию, свое мировоззрение, стремиться быть самодостаточными.

У западных коллег нам следует учиться техническим приемам, методам в современном искусстве, умению себя преподнести. Многие зарубежные авторы не стесняются себя, находят способы всячески себя пропагандировать — благодаря этому к ним хорошо относится и публика. Белорусские деятели искусства в большинстве своем скромные, что не делает им особой чести. О них просто никто не знает, и они сами страдают от того.

— Как думаете, через эту скованность и стеснение удастся когда-нибудь перешагнуть?

— Думаю, удастся, но в этом должны участвовать не только сами художники, а и общество в целом. Нужна популяризация искусства. Необходимо дать понять, что художник — это не просто человек, который пришел показать всем какие-то «дурацкие эксперименты». Необходимо серьезно относиться к его роли в формировании всего общества, потому что именно художник во многом создает общественную культуру. Сейчас это может показаться чем-то мимолетным и незначительным, но много лет спустя то, что происходит в искусстве в наши дни, будут изучать.

— Белорусская публика готова к новым течениям в современном искусстве?

— Мне кажется, готова. Искусство создается не только для тех людей, которые вращаются в этой сфере, художник создает выставку для всех. Каждый отдельный зритель выносит из нее что-то свое, то, что ближе именно ему, даже если автор использовал непонятные средства, которые характерны для современного искусства.

Современное искусство от классической школы отличается именно тем, что оно ближе к символу, оно немногословно. Авторы используют средства более грубые, более простые и минималистичные, но это создается не по прихоти художника — это способ нашего воздействия на современного человека, которого своими работами необходимо вырвать из толпы, донести до него свою мысль простыми и доступными способами.

Сейчас все общество спешит, ни у кого нет времени, чтобы рассматривать то, что предлагает классическое искусство.