Убойная сила любви

На почве ревности в Беларуси совершаются десятки убийств. И этому чувству тоже все возрасты покорны…

Ежегодно в Беларуси на почве ревности совершаются десятки убийств. В современной истории зафиксированы случаи, когда это низменное, по утверждению криминалистов, и эгоистическое чувство доводило людей до камеры смертника и даже превращало в маньяка…

ревностьИзвестную поговорку «любви все возрасты покорны» подтверждают сводки криминальных новостей. В пропасть любовных страстей с летальным исходом срываются представители всех без исключения социальных групп и возрастов.

Конкретной статистики по убийствам на почве ревности в Беларуси не существует, да и сделать это весьма затруднительно. «Одно дело, если пьяные бомжи на природе не поделили то ли собутыльницу, то ли стакан, — тут все понятно: вот труп, вот убийца, — рассказывает сотрудник «убойного» отдела столичной милиции. — Совсем другая история, когда все происходит внутри семьи. Зачастую в таких случаях при опросах соседей выясняется, что супруги жили, что называется, душа в душу, и для всех произошедшее — шок. Подробности всплывают в ходе следствия и суда. Если, конечно, есть кого привлекать к уголовной ответственности…»

«Урожайная» почва ревности

Земной суд так и не потребовался для разбирательства драмы, произошедшей в декабре 2011 года в одной из квартир дома на улице Хмельницкого в Минске. Ночью 3 декабря 36-летний заместитель генерального директора РУП «Издательство «Белорусский дом печати» нанес пять ударов ножом в грудь своей 33-летней супруге, а затем выстрелил себе в голову из незарегистрированного охотничьего ружья 16-го калибра. В ходе проверки выяснилось, что женщина решила порвать с мужем, уйти к другому мужчине, для чего демонстративно стала собирать вещи. Любовный треугольник окрасился кровью, супруги умерли в один день, а их ребенок остался круглым сиротой…

Ровно год назад 61-летний пенсионер, доведший себя слепой ревностью до края, жестоко убил свою 36-летнюю жену, а затем повесился.

Нечто похожее случилось в деревне Осовец Любанского района, где в одном из домов ревнивец полоснул ножом по горлу свою возлюбленную и сам пытался свести счеты с жизнью. Правда, довести до логического конца попытку суицида не смог и был госпитализирован с резаной раной шеи.

Что особо примечательно в трагедиях на почве ревности, так это то, что поводом для убийства в большинстве случаев служит измена — мнимая или действительная. Однако в некоторых историях с печальным концом убийцы не утруждают себя сбором доказательств. Так, в мае 2011 года в Столине муж из ревности задушил жену, так как ему спросонья показалось, что она, разговаривая по телефону, вела речь о том, что он стал рогоносцем.

В сентябре 2011 года 56-летняя жительница Гродно из-за подозрений в неверности до смерти избила палкой своего 72-летнего мужа.

Уже в 2012 году в Жлобине 50-летний ловелас ножом расправился со своей 25-летней сожительницей, которая, по его мнению, нашла себе более молодого любовника.

Увы, порой случаются и более жуткие трагедии, замешанные не только на ревности, но и мести. Летом 2010 года 22-летний парень 28 ударами ножа убил свою 17-летнюю девушку, ее мать и тяжело ранил отца. Случилось это в Шкловском районе. По версии следствия, молодой человек узнал, что накануне девушка сделала аборт, пришел в ярость, что она избавилась от их будущего ребенка, и решил отомстить.

Ревность и месть присутствовали и в преступлении, которое задумала жительница деревни Загалье Любанского района Минской области. Чтобы избавиться от «третьей лишней» и тем самым оставить за собой любимого, она заказала убийство соперницы. Злой умысел не был доведен до конца по причине вмешательства сотрудников управления по борьбе с организованной преступностью.

От любви до маньячества — один шаг

А в начале 90-х годов прошлого века в Минске случилась замешанная на любви и ревности история, которая из ничем неприметного парня сотворила маньяка. Сперва среди жителей Заводского района пронесся слух, что в районе завелся маньяк, который по вечерам нападает на женщин. Затем слух материализовался в жуткую реальность, когда в темном переулке прохожие нашли труп 45-летней женщины. Эксперты пришли к выводу, что жертва была затоптана до смерти ногами. Подозреваемого задержали месяца через два. К тому времени за ним числился с десяток однотипных нападений на возвращавшихся с работы женщин: выслеживал, нападал сзади, пытался сбивать с ног и наносил удары. Убийством закончилось только одно нападение.

Мотива как такового не было, пока следствие не стало вникать в его личную жизнь. Выяснилось, что 25-летний минчанин Николай возглавлял небольшой кооператив по ремонту радиотехники, был женат на красивой женщине. Проживал, правда, на территории тещи, которая желала своей дочери совсем другого счастья и постоянно пилила зятя за нехватку денег. В конце концов, женщины, что называется, сговорились и выставили Николая с его небогатыми пожитками за дверь.

По вечерам мужчина стал приходить к дому своей возлюбленной и мог часами смотреть на окна. Стоило лишь тени пробежать по шторам, как его воображение рисовало жену в объятиях другого. У парня что-то замыкало в голове, он приходил в ярость, которую направлял на незнакомых женщин…

Эксперты признали его вменяемым, а Мингорсуд приговорил Николая к 15 годам лишения свободы.

Убийственная ревность сквозь призму Закона

Бытует мнение, что ревность при рассмотрении уголовных дел является смягчающим обстоятельством. Однако в Уголовном кодексе никаких ссылок на сей счет нет. Более того, известен случай, когда за убийство на почве ревности суд приговорил виновного к смертной казни. Это было в середине 90-х годов прошлого века, зоотехник расправился с председателем колхоза. Все вышестоящие судебные инстанции, вплоть до Верховного суда, не нашли оснований для смягчения наказания. И только Александр Лукашенко в 1999 году своим указом помиловал приговоренного к расстрелу ревнивца, заменив ему «вышку» на пожизненное заключение.

Это, кстати, единственный известный случай помилования «смертника» белорусским президентом. К слову, с 1998 года по 2010 в стране было вынесено 102 смертных приговора.

В то же время на определенное снисхождение от судий в рамках санкции ст. 139 («Убийство») убийцы могут рассчитывать. Например, если убийство на почве ревности было совершено в состоянии аффекта. Правда, очень многое здесь зависит от поведения жертвы и от результатов комплексной судебно-медицинской экспертизы. Не последнюю роль играет и инкриминируемая часть статьи 139. В части 1 речь идет об «умышленном противоправном лишении жизни другого человека» с наказанием от 6 до 15 лет лишения свободы. Часть 2 состоит из 16 пунктов, за каждым из которых — срок от 8 до 25 лет, пожизненное заключение или смертная казнь.

До декабря 2002 года убийства на почве ревности могли трактоваться как совершенные из хулиганских побуждений, что подпадает под пункт 13 статьи 139 с соответствующими санкциями. Однако 17 декабря 2002 года пленум Верховного суда принял постановление № 9 «О судебной практике по делам об убийстве». Согласно этому документу, «убийство, совершенное из ревности, мести или других побуждений, возникших на почве личных неприязненных отношений, независимо от места совершения, не должно квалифицироваться по п.13 ч.2 ст.139 УК». То есть, при «чистом» убийстве на почве ревности виновного ждет наказание от 6 до 15 лет лишения свободы. Если, конечно, он сам себе не судья и палач…