ИКЕА в Беларуси с распростертыми объятиями не ждут

Государство хотело бы, чтобы ИКЕА работала на местном сырье, с местными трудовыми ресурсами и на местном оборудовании...

 

К Беларуси присматриваются крупнейшие торговые сети мира французский «Ашан» и немецкий «Метро Кэш энд Керри». Не оставляет попыток начать бизнес в нашей стране (как розничный, так и производственный) шведский концерн ИКЕА.

Очень многие иностранные торговые компании хотели бы работать в Беларуси, рассказал «Белорусским новостям» замминистра торговли Вячеслав Драгун. По его словам, Минторг сейчас ведет активный переговорный процесс с иностранными инвесторами, интерес которых к Беларуси вызван ростом потребительского рынка в стране. В частности, интерес к Беларуси проявляют «Ашан» и «Метро Кэш энд Керри». Кроме того, регулярно проводятся переговоры с ИКЕА.

Шведская компания параллельно с созданием в Беларуси производства мебели хотела бы построить также крупный торговый центр МЕГА. Такого рода магазины она активно строит в России. Комплекс под одной крышей объединяет около 150 магазинов различного профиля (мебельный магазин ИКЕА, продуктовый гипермаркет, строительный магазин, гипермаркет электроники и бытовой техники, магазины одежды, обуви, аксессуаров), а также крытый каток, ресторанный двор и другие объекты для отдыха всей семьей.

Приход такого крупного игрока был бы интересен в первую очередь покупателям, считает замминистра торговли, ведь ИКЕА ведет за собой многие мировые компании, которые размещаются на площадях ее торгового центра. Однако тем самым «мы составляем огромную конкуренцию собственному производителю и собственной торговой сети», признал Вячеслав Драгун.

Поэтому всему свое время, считает он: этот процесс должен идти постепенно. Государство хотело бы, чтобы ИКЕА работала на местном сырье, с местными трудовыми ресурсами и на местном оборудовании. В частности, в ходе переговоров шведам было предложено создать совместное производство на Мозырском ДОК. С этим ИКЕА согласилась. Однако загвоздка произошла с участком земли для строительства торгового центра под Минском. Однако, по мнению В.Драгуна, никаких препятствий здесь нет — «покупайте на аукционе участок земли и стройте». Правда, ИКЕА хотела бы купить его подешевле. Но в Минской области сейчас самая высокая стоимость земли, и терять дополнительный доход государство не намерено.

Инвесторы думают, что цена на земельные участки будет падать, а она растет, отметил замминистра. «И когда они вроде бы уже готовы поучаствовать, им нужно по-новому пересматривать и согласовывать свои расходы. А это долгий бюрократический процесс».

К тому же ИКЕА хотела бы купить под Минском более 30 гектаров земли, тогда как ему готовы выделить не более 10 гектаров. Строить же торговый центр в других регионах страны ИКЕА не хочет, хотя «разве это расстояние от Минска в 100 километров». Но как у любой мировой компании, у нее есть свои требования, отметил замминистра.

К слову, у концерна единые требования к строительству своих магазинов для всех стран. Как правило, он покупает (либо арендует) участки в несколько десятков гектаров за городом. Также должны быть удобными транспортные магистрали, поскольку большинству покупателей придется вывозить мебель в разобранном виде самостоятельно. Мебель и товары для дома занимают в торговом центре обычно около трети площади, остальное отдается под мультиплекс, кафе и ресторан. Часть площадей сдается в аренду другим розничным сетям.

По словам замминистра, шведская компания пока не пришла в Беларусь во многом потому, что не хочет подстроиться под белорусские условия. «Мы приветствуем тех инвесторов, которые соглашаются с местным законодательством. Просить некие льготы для такой крупной компании как ИКЕА с годовым оборотом в десятки миллиардов евро несерьезно, — считает В.Драгун. — То они требуют снижения кадастровой стоимости земли, то просят убрать ограничения роста цен на социально-значимые товары. Но мы не можем взять и отпустить цены, у нас социально ориентированная экономика». Между тем, российские или литовские компании соглашаются с требованиями белорусской стороны, привел пример заминистра.

Разговоры об организации шведским концерном производства в Беларуси шли еще в 2001-2002 годах. Тогда страну лично посетил владелец ИКЕА Ингвар Кампрад (по данным журнала «Форбс», один из самых богатых людей мира). Проект предполагал инвестиции на сумму 30 млн. долларов. Иностранное предприятие планировалось создать в Витебской области. Оно должно было заниматься лесозаготовками, распиловкой леса и выпуском мебели. Однако во многом из-за противодействия испугавшихся конкуренции местных деревообработчиков ход проекту в правительстве не дали.

Очередная попытка выхода на белорусский рынок была предпринята в 2007 году. Тогда ИКЕА обратилась в Министерство экономики через латвийскую компанию-партнера с предложением создать совместное предприятие по производству мебели в Гродненской области. Инвестировать планировалось 25 млн. долларов. В частности, шведский концерн предлагал передать ей в долгосрочное пользование лесной участок, а также предоставить ей ряд льгот. Однако и здесь компании было отказано. Как объясняли тогда представители Минлесхоза, лесные ресурсы Гродненской области были задействованы полностью, а передача лесных участков на условиях концессии вредит лесному хозяйству.

Шведская компания ИKEA работает в 44 странах. Выпускает мебель и аксессуары для дома — всего около 9,5 тыс. наименований товаров. Объем продаж группы компаний ИКЕА за 2007-й финансовый год составил 19,8 млрд. евро.

Сегодня продукция присутствует в Беларуси, но через посредников. Несколько лет работает закупочная организация IKEA, которая координирует сотрудничество с белорусскими поставщиками.