Беларусь исчезает с карты инвесторов
Объем прямых иностранных инвестиций снижается в Беларуси уже три года подряд.
Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси сокращается, и прошлый год не стал исключением. В 2016-м было привлечено 1,3 млрд иностранных инвестиций, что почти на 20% меньше по сравнению с 2015-м. По мнению экспертов, государству пора делать конкретные шаги навстречу бизнесу, иначе иностранные инвесторы по-прежнему не будут замечать нашу страну.
Почему зарубежный капитал не идет в Беларусь?
Объем прямых иностранных инвестиций (на чистой основе, без учета задолженности перед инвесторами) снижается в Беларуси уже три года подряд. В 2014-м по сравнению с 2013-м — на 15,2%, в 2015-м — на 10,4%, в 2016-м на 18,9% до 1,3 млрд долларов.
Показательно, что приток прямых иностранных инвестиций снизился во всех регионах Беларуси, так что речь идет о тенденции, которая характерна для всей страны.
Еще один показательный инвестиционный факт — приватизационная активность, а точнее — ее отсутствие. Ни в 2016-м, ни в 2015-м в Беларуси не было заключено ни одной (!) приватизационной сделки по продаже иностранному инвестору белорусского актива. Таким образом, приватизация как инструмент привлечения иностранных инвестиций в сегодняшней Беларуси не работает.
Машиностроение, строительство и многие другие сектора белорусской экономики, отмечает он, переживают сегодня не лучшие времена. «Поэтому естественно, что в нынешней ситуации инвестиционный потенциал у страны снизился», — говорит Георгий Гриц.
В современном мире, констатируют эксперты, страны конкурируют за иностранные инвестиции, и Беларуси необходимо научиться побеждать в этой борьбе.
Между тем, зарубежные инвестконсультанты пока весьма невысоко оценивают привлекательность Беларуси для иностранных инвесторов.
«Если бы я работал в белорусском правительстве, реализовал пару-тройку проектов с участием «голубых фишек», чтобы Беларусь появилась на карте иностранных инвесторов. Сейчас ее там нет, к сожалению», — сказал осенью 2016 года Сальветти, выступая на инвестиционном форуме в Минске.
Судя по статистике последних лет, приведенной выше, Беларусь исчезает даже с карты тех инвесторов, которые все-таки вели здесь бизнес.
Белорусское правительство сегодня предпринимает очередные попытки, чтобы привлечь в страну иностранные инвестиции. Насколько успешными будут эти усилия?
Декларации нужно подтверждать делами
Министерство промышленности на днях обнародовало перечень из 19 предприятий, которые подлежат приватизации в 2017 году. При этом, как сообщил Минпром, акции 16 предприятий могут быть проданы полностью.
«Приватизационные сделки в 2017 году не исключены, однако многое зависит от цены, по которой активы будут выставляться на продажу. При условии адекватной цены на живые предприятия найдутся покупатели», — считает Сергей Муханов.
Проблема заключается в том, добавляет он, что в ряде случаев белорусские предприятия, которые выставляют на продажу, находятся в удручающем состоянии, и построить бизнес с нуля легче и дешевле, чем развивать производства, которые уже стоят на земле.
«В Беларуси, к сожалению, во многих случаях к продаже предлагают активы уже тогда, когда они государству не нужны, поскольку не генерируют желаемый денежный поток», — констатирует Муханов.
Достоверно сказать, насколько привлекательными для инвесторов являются предприятия, вошедшие в приватизационный перечень Минпром, пока невозможно, поскольку подробной информации о финансовом положении этих активов и условиях их продажи не обнародовано.
«На сегодняшний день неизвестна ни финансовая отчетность предложенных к продаже предприятий, ни цена, по которой активы будут продаваться — по балансовой стоимости или по рыночной, кто будет проводить оценку приватизируемых предприятий. Без ответа на эти вопросы предметно говорить об инвестиционной привлекательности предложенных к приватизации предприятий сложно», — говорит Георгий Гриц.
В целях повышения эффективности госпредприятий правительство сегодня инициирует не только приватизацию отдельных представителей промышленного сектора, но и передачу их в доверительное управление, в том числе — потенциальным иностранным инвесторам.
Вкратце механизм предлагается такой: государство отдает предприятие как имущественный комплекс управляющему, который в течение пяти лет должен повысить эффективность его работы.
«По результатам доверительного управления может ставиться вопрос о приобретении управляющим соответствующего имущественного комплекса», — пояснила суть предлагаемого механизма пресс-служба президента по итогам февральского совещания, которое было посвящено этой теме.
Повышение эффективности белорусских компаний с помощью механизма доверительного управления — возможный сценарий, но все зависит от того, как этот механизм будет работать, говорит Муханов.
«Данный инструмент может быть интересен профессиональным консультантам, которые имеют опыт выстраивания правильных бизнес-процессов и знают как повышать эффективность компании. При условии адекватной комиссии за достижение результата они будут заинтересованы взять активы в доверительное управление», — рассуждает эксперт.
Если же основной целью внедрения механизма доверительного управления выступает привлечение стратегических инвесторов, к которым в процессе управления можно «присмотреться» и лишь затем принять решение о продаже доли, то ситуация гораздо сложнее.
Для стратегического инвестора механизм доверительного управления без гарантий, что компания будет ему впоследствии продана, вполне может показаться сомнительным мероприятием. Ведь в процессе доверительного управления инвестор для достижения положительного результата будет делиться своими ноу-хау, технологиями, выводить компанию на новые рынки сбыта, и делать это за простую комиссию «стратеги» вряд ли станут.
«Для привлечения стратегических инвесторов Беларуси необходимо предложить им понятные правила игры и гарантировать права собственности. Просто ждать и рассчитывать, что иностранные инвестиции сами придут — не вариант. Недавно задекларированные президентом подходы по снижению числа нормативных актов, регулирующих правила ведения бизнеса, несомненно, важная инициатива. Остается только надеяться, что на практике декларация также будет реализована», — резюмировал Сергей Муханов.
Обсудим?