Налоговики создали ипэшникам проблему на пустом месте

Введение обязательного электронного декларирования может остановить деятельность большинства ИП…

 
Сергей БалыкинВведение обязательного электронного декларирования может остановить деятельность большинства индивидуальных предпринимателей с 1 февраля. Об этом заявил БелаПАН глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин, комментируя изменения в Налоговый кодекс, которые вступили в силу 1 января.
 
По словам Балыкина, в ассоциацию обращаются ИП — плательщики единого налога с жалобами на то, что их заставляют подключаться к электронной системе налогового декларирования, приобретать электронные ключи. По их словам, с 1 февраля расчеты по единому налогу не будут приниматься в бумажном виде, их можно будет подать только через систему электронного декларирования.
 
«Мы проанализировали эту проблему и поняли, что опасения индивидуальных предпринимателей имеют под собой реальную почву. Большинство ИП, торгующих ширпотребом, уплачивают единый налог и вместе с ним фиксированный НДС в размере двух ставок единого налога. В соответствии с пока действующим законодательством это позволяет им не иметь товаро-сопроводительных документов. Однако, согласно изменениям в Налоговый кодекс, с 1 января декларации по НДС подаются только в электронном виде», — пояснил эксперт.
 
Он отметил, что расчет по единому налогу содержит в том числе расчет фиксированного НДС. Этот расчет за февраль 2014 года необходимо будет представить до конца января и в этот же срок провести оплату.
 
«Получается, что без электронного ключа представить расчет единого налога и НДС невозможно. Я лично звонил на горячую линию МНС и эту информацию там подтвердили. То есть если формально следовать законодательству, то, не получив ключ, плательщик единого налога и фиксированного НДС с 1 февраля лишится возможности платить налоги и, как следствие, утратит возможность не только торговать, но и выходить на торговые места», — констатировал глава АМиСП.
 
Таким образом, по его словам, над индивидуальными предпринимателями нависла потенциальная угроза, по масштабам превышающая последствия введения товаро-сопроводительных документов и разного рода сертификатов.
 
«Эта угроза содержит два аспекта. Прежде всего, за получение электронного ключа нужно заплатить несколько сотен тысяч рублей унитарному предприятию при Министерстве по налогам и сборам. Я даже не буду поднимать вопрос безнравственности и аморальности введения платы за право уплачивать налоги. Пусть это останется на совести фискалов. Второе. Хочется обратить внимание на невыполнимость такой затеи. Изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие в том числе обязательное электронное декларирование НДС, опубликованы только 2 января, хотя вступили в силу днем раньше, то есть задним числом», — сказал Сергей Балыкин.
 
При этом он напомнил, что в соответствии с директивой президента № 4 государство взяло на себя обязательство сообщать об изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, не позднее чем за три месяца до вступления их в силу.
 
«Получается, что до конца января больше ста тысяч ИП должны получить электронные ключи. Я не представляю, как такое количество людей за такой короткий срок попадет в пункты регистрации и выдачи этих ключей. Кроме того, далеко не все ИП в достаточной степени владеют компьютером, чтобы подавать электронные декларации через интернет», — констатировал эксперт.
 
Ему также не понятно, зачем требовать электронные декларации с плательщиков единого налога.
 
По официальной версии, электронное декларирование вводится для контроля за уплатой НДС. «Но ИП — плательщики единого налога платят НДС в фиксированной сумме. Они не принимают к зачету входной НДС и не предъявляют НДС своим контрагентам. Вероятность уклонения от уплаты этого налога равна нулю. И все это электронное декларирование — это только создание проблем для самых мелких предпринимателей», — отметил эксперт.
 
Он надеется, что ситуация к 1 февраля будет урегулирована и у государства хватит мудрости не создавать проблем на пустом месте.