Почему Минск тянет резину с малым приграничным движением?

Белорусские власти, затягивая сроки запуска соглашения с Литвой и Польшей, пытаются вести некую игру с ЕС…

 

Разрешив разместить российскую военную базу недалеко от границы с Литвой, Беларусь де-факто отказывается от реализации соглашения между двумя странами об облегченном порядке пересечения границы для жителей приграничных районов. С таким заявлением выступил недавно вице-спикер сейма Литвы Пятрас Ауштрявичюс. Однако эксперты отмечают, что тормоз для запуска соглашения — не база, а другие, прежде всего чисто политические причины.

Почему Минск тянет резину с малым приграничным движением?«То, что в городе Лида, всего в 40 километрах от литовской границы создается база с российскими истребителями, раскрывает истинный подход белорусского режима: Беларусь, невзирая на свои речи, реально не собирается реализовывать ратифицированное соглашение об упрощенном порядке пересечения границы», — процитировал портал ru.delfi.lt заявление Ауштрявичюса.

По его словам, «последствия всего этого совершенно ясны — около 600 тысяч жителей Беларуси, находящихся у границы с Литвой, остаются заложниками российской военной базы, таким образом, Беларусь выбирает дальнейшую изоляцию от Евросоюза».

Напомним, что еще в 2010 году официальный Минск подписал три соглашения о малом приграничном движении населения (МПД) — с Латвией, Литвой и Польшей. Действует пока только белорусско-латвийское соглашение — оно вступило в силу 1 февраля 2012 года. Польша и Литва все еще ожидают от белорусской стороны уведомлений о завершении всех необходимых процедур.

Польша ратифицировала документ в том же 2010-м, Литва — в 2011-м. И Варшава, и Вильнюс уведомили Беларусь о завершении всех необходимых процедур. Однако аналогичных уведомлений из Минска не получено до сих пор.

Представители Литвы и Польши неоднократно призывали белорусские власти начать реализацию подписанных соглашений, а более 600 жителей Брестской области подписали петицию с требованием ускорить реализацию соглашения. Однако дело не сдвинулось.

Комментируя ситуацию в октябре прошлого года, пресс-секретарь МИД Андрей Савиных открытым текстом заявил, что белорусская сторона не готова к запуску соглашения с Польшей именно по политическим мотивам. «Политика, которую проводит польский истеблишмент в двусторонних отношениях с Беларусью, формирует весьма неблагоприятный климат, и мы пока, к великому сожалению, не готовы двигаться в этом направлении», — сказал Савиных.

Что касается аналогичного соглашения с Литвой, то, как сообщил Савиных, осуществляется «анализ и накопление практического опыта применения» аналогичного соглашения с Латвией. В этой работе задействованы различные ведомства и территориальные структуры, добавил он.

Тогда же было заявлено, что работа продлится до конца 2012 года, после чего «будет повторно рассмотрен вопрос об оптимальных сроках вступления в силу соглашения с Литвой». Информации о сроках запуска соглашения нет до сих пор.

Секретные объекты не помеха

Аналитик BISS (Вильнюс) Андрей Елисеев отмечает, что размещение российской военной базы в Лиде стало «дополнительным компонентом в дискуссии о малом приграничном движении».

«Вполне возможно, что белорусское и российское военное лобби имеет дополнительные опасения насчет введения малого приграничного движения, — сказал политолог в интервью БелаПАН. — Но, с другой стороны, этот объект будет охраняться должным образом. Вполне возможно обеспечить введение приграничного движения и одновременно гарантировать безопасность данного военного объекта, защитить его от проникновения посторонних лиц».

Эксперт подчеркнул, что если у белорусских властей окажется достаточно желания реализовать соглашение об МПД, военная база «не должна стать камнем преткновения». Но если такого желания нет, то военная база станет еще одним объяснением Минска, почему затягиваются сроки реализации соглашения.

Руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников и вовсе называет ерундой заявления, будто размещение военной российской базы как-то влияет на реализацию соглашения об МПД.

«Если бы это как-то влияло, то такие соглашения в принципе не могли приниматься, подписываться и вступать в силу, — сказал аналитик в интервью БелаПАН. — Например, вдоль границы с той же Литвой на удалении еще меньшем, чем Лида, находятся военный аэродром в Поставах, где размещается база авиации пограничных войск, а также объекты радиотехнической разведки, которые прослушивают Балтику и Скандинавию».

Это действительно секретные объекты, подчеркнул Поротников, однако соглашение об МПД с Литвой все же было подписано, несмотря на их наличие.

Он предположил, что заявление вице-спикера литовского Сейма могло быть вызвано «алармистскими настроениями в отношении России», которые традиционно сильны у некоторых политических групп в Литве.

Вильнюс тоже не горит желанием?

В то же время Поротников отмечает, что для него является загадкой, почему Беларусь затягивает с вводом соглашения.

«Единственное, что могу отметить: в свое время ряд оппозиционных организаций пытались собрать в приграничье подписи за этот малый приграничный трафик, смогли собрать несколько сотен подписей. Им очень, скажем так, пришлось сложно. Это оказалось неподъемной задачей, потому что против оказалось местное население, которое живет за счет контрабанды — и, соответственно, ему не нужны дополнительные конкуренты», — считает аналитик.

По мнению Поротникова, Минск, затягивая сроки запуска соглашения с Литвой, пытается вести некую игру с ЕС, рассматривая этот вопрос как еще один предмет для торга. И поскольку «белорусские власти — явление непредсказуемое, как стихийное бедствие», прогнозировать, когда они решатся запустить соглашение — неблагодарное дело, подчеркнул эксперт.

При этом Поротников не уверен, что процесс может ускорить начавшееся председательство Литвы в Совете ЕС. Более того, на взгляд собеседника, реализация соглашения об МПД не является приоритетным вопросом и для самой Литвы, несмотря на все заявления политиков.

«Тут есть момент, связанный с тем, что приграничное движение может повлечь определенные финансовые последствия и для них, и для нас, — сказал Поротников. — Для нас это, соответственно, вывоз валюты за границу, когда люди начнут еще активней делать там покупки. Для них — это снижение сборов по подакцизным товарам, связанное с тем, что покупать бензин, сигареты будут в Беларуси».

Особо острой необходимости в упрощенном приграничном движении нет ни у одной из сторон, подчеркнул эксперт. В этом соглашении присутствует, скорее, «такой идеологический, символический момент, чем какой-то практический смысл», считает Поротников.

Теряют обе стороны

В свою очередь, Андрей Елисеев отмечает, что есть целый комплекс причин, по которым Минск затягивает с введением в действие соглашений об МПД.

«Прежде всего, отношения с Евросоюзом сегодня по-прежнему очень плохие, — сказал аналитик. — Во-вторых, это опасения экономического и социального плана насчет больших перемещений жителей Беларуси в приграничные районы Литвы и Польши».

Он напомнил: недавно премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович выражал недовольство тем, что белорусы оставляют за границей много денег, делая покупки в Литве и Польше.

«Естественно, в случае запуска этих соглашений белорусы будут оставлять там еще больше денег, так как упростятся условия передвижения. Здесь уже идет комплекс экономических и политических причин, и пока никаких знаков со стороны Беларуси о том, что она планирует запустить эти соглашения, не было», — отметил политолог.

Но в отличие от Поротникова Елисеев считает, что для Литвы вопрос о запуске соглашения об МПД достаточно важен. «Даже в рассекреченных WikiLeaks телеграммах есть сведения о том, как литовские политики в разговорах с американскими дипломатами выражают большое недовольство тем фактом, что Литва проделала большую работу, чтобы запустить эти соглашения, а Беларусь тянет время», — напомнил аналитик BISS.

По его мнению, в литовской правящей элите есть консенсус насчет того, что это соглашение является «хорошим и правильным делом и его надо запускать». В отличие, например, от подобного соглашения с Россией относительно Калининградской области, по поводу которого ведутся серьезные дискуссии.

«А насчет Беларуси нет никаких критических возражений. Все уже готово. Остается только, чтобы Беларусь прислала дипломатическую ноту о готовности запустить соглашение», — резюмировал собеседник БелаПАН.


  • Больше похоже на то что они сами ищут причины для упреков. Ведь и в правду на границе достаточно стратегических объектов.
  • Пишется: "Он напомнил: недавно премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович выражал недовольство тем, что белорусы оставляют за границей много денег, делая покупки в Литве и Польше. «Естественно, в случае запуска этих соглашений белорусы будут оставлять там еще больше денег, так как упростятся условия передвижения. Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/eu/2013/7/11/ic_articles_627_182309/ ." === Не только валюта, которой катастрофически не хватает беларусам из-за желания их приобретать более качественную и подешевле продукцию за бугром, будет утекать туда, но и трудовые ресурсы на сезонные и прочие работы. А беларусы очень трудолюбивый народ, не боящийся ни грязи, ни сложности работы.