Беларусь не будет в угоду Западу размещать у себя сирийских беженцев

Фобии по поводу наплыва мигрантов в связи с переговорами Беларуси и ЕС не имеют под собой почвы.

Переговоры по соглашениям об упрощении визового режима и реадмиссии Беларусь и Евросоюз ведут уже несколько лет. На саммите Восточного партнерства в Риге в 2015 году была надежда, что состоится парафирование документов, но появились технические вопросы, которые до сих пор не дают подписать соглашения.

Белорусский пограничник патрулирует государственную границу. Фото: газета «Заря».

В последнее время вокруг этого сюжета стали множиться спекуляции, прежде всего на тему якобы грядущего наплыва мигрантов из ЕС в Беларусь.

Минск объясняет пробуксовку переговоров, в частности, нежеланием ЕС предоставить Беларуси отсрочку вступления в силу соглашения о реадмиссии.

В ноябре минувшего года Елена Купчина, которая тогда занимала должность замминистра иностранных дел, поясняла журналистам: Беларусь хочет получить трехлетний переходный период для имплементации положений соглашения о реадмиссии. Такой срок предоставлялся другим странам, с которыми ЕС заключал подобные соглашения, в том числе с Россией, Украиной и Турцией, подчеркнула она.

«Главное для нас сейчас — это решить вопрос о реадмиссии. Дело не в нашей неготовности принять эти обязательства. Мы готовы, но хотим выполнять их достойно», — пояснила Купчина.

По ее словам, есть также технический вопрос о белорусских дипломатических паспортах (Евросоюз хочет получить дополнительные гарантии безопасности таких паспортов), но он не является ключевым.

 

Принцип — запустить два соглашения вместе

В представительстве ЕС БелаПАН заявили, что переговоры по соглашению о реадмиссии в основном завершились в марте 2015 года.

«Но формальное заключение соглашения, — отметили там, — зависит от решения вопросов, связанных с соглашением об упрощении визового режима. Евросоюзу не известно о каких-то отличиях в интерпретации положений соглашения. В то же время ожидается, что эксперты обеих сторон встретятся в ближайшее время, чтобы разобраться с любыми вопросами, которые могут оставаться невыясненными».

В представительстве подчеркнули: главным при проведении переговоров был и остается тот принцип, что оба соглашения (об упрощении визового режима и о реадмиссии) должны вступить в силу и применяться одновременно.

Для того чтобы «помочь Беларуси в борьбе с нерегулярной миграцией и, кроме всего прочего, поддержать ее в реализации соглашения о реадмиссии», отметили в представительстве, в ближайшее время в стране начнется реализация проекта в рамках программы «Партнерство в сфере мобильности». Проект будет осуществляться за средства ЕС в объеме 7 млн евро. Важным компонентом является предоставление Беларуси помощи в создании нескольких новых центров размещения мигрантов.

 

Ложная тревога российских СМИ

Информацию об этом проекте и выделении Евросоюзом 7 млн евро в конце прошлой недели под заголовком «Пакт с белорусским диктатором» опубликовала и немецкая газета Tageszeitung. Неожиданно российские СМИ увидели здесь сенсацию. Они начали активно перепечатывать материал Tageszeitung, используя кричащие заголовки вроде «Лукашенко решил разместить у себя сирийцев, чтобы угодить Западу».

О том, что Минск и Брюссель уже давно обсуждают проект и что в этом контексте не стоит вопрос о принятии беженцев и мигрантов из ЕС, попавших туда с территории третьих стран, почему-то не упоминалось.

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов отмечает, что в последнее время российские СМИ очень часто реагируют на события в Беларуси нервно.

«Цепляются за очень незначительные и несущественные вещи и раздувают их до немыслимых масштабов, пытаясь показать, что Беларусь уходит на Запад», — сказал эксперт в комментарии для БелаПАН.

По словам Мельянцова, нынешняя нервная реакция на информацию о выделении Евросоюзом 7 млн евро на строительство миграционных центров вызвана, возможно, и тем, что недавно в Беларуси было принято решение о пятидневном безвизовом режиме со странами ЕС и рядом других государств.

«Это тоже было воспринято неоднозначно в определенных кругах России, — говорит Мельянцов. — Думаю, тут такой комплекс резонирования с предыдущими новостями плюс вообще нервная реакция российских СМИ на то, что происходит в Беларуси и отсутствие полноты информации или нежелание в ней разбираться».

Российские СМИ, не разобравшись, пишут, что Беларусь будет одним большим лагерем для беженцев, которые прибыли в ЕС из Сирии, Ливии и других государств, и Брюссель таким образом хочет от них избавиться. «Возможно, тут делается параллель с Турцией, которая в свое время заключила с ЕС сделку о фильтрации мигрантов», — сказал Мельянцов.

В случае Беларуси речь о такой сделке не идет — центры предполагается построить не для приема, как пишут российские СМИ, всех «бегущих на Запад сирийских, чеченских, украинских мигрантов», а для тех нелегальных мигрантов, которые попали на территорию ЕС из Беларуси и которые будут возвращаться в Беларусь по соглашению о реадмиссии.

Сама Россия, кстати, подобное соглашение о реадмиссии, являющееся обязательным при заключении соглашения об упрощении визового режима, подписала с ЕС еще в 2008 году.

 

Брюссель пока не дает отсрочки

На переговорах же Беларуси с ЕС по двум связанным между собой соглашениям есть «две большие проблемы — с дипломатическими паспортами и отсрочкой по реадмиссии», говорит Мельянцов.

ЕС хочет, чтобы белорусские дипломатические паспорта соответствовали более высоким стандартам безопасности.

«Здесь имеется в виду не только биометрия, но и процедура их выдачи, технические средства при печати этих паспортов и так далее. Но дело в том, что европейская сторона не конкретизировала детально, как это все должно выглядеть, на каком оборудовании должно делаться, какая процедура выдачи паспортов их удовлетворит», — пояснил политолог.

«Как я понимаю, — продолжил Мельянцов, — белорусский МИД запросил эту информацию у ЕС, но деталей пока нет. В ближайшие месяцы будет экспертная встреча представителей белорусских госорганов и ЕС, должны быть обсуждаться эти вопросы. Должно появиться понимание, о каких именно критериях и требованиях идет речь и как их выполнять».

Загвоздка с соглашением о реадмиссии в том, что Беларусь хотела бы отсрочки его вступления в действие, но ЕС не готов ее предоставлять. Мельянцов отмечает, что при заключении аналогичных соглашений с другими странами, например Украиной, ЕС не выдвигал подобных повышенных требований к диппаспортам и предоставлял отсрочку вступления в действие соглашения о реадмиссии. Однако изменившаяся ситуация, в том числе миграционный кризис, оказала влияние на ход переговоров с Беларусью.

Возможно, говорит Мельянцов, определенный толчок переговорам даст решение Беларуси о введении безвизового режима для граждан ряда стран — Беларусь продемонстрировала добрую волю, и теперь ЕС мог бы пойти на какие-то уступки.

 

Нелегалов не так уж много

В свою очередь, аналитик варшавского исследовательского центра Eurasian States in Transition (EAST) Андрей Елисеев отмечает, что само по себе подписание соглашения о реадмиссии вряд ли приведет к росту числа нелегальных мигрантов в Беларуси.

«Скорее всего, Беларуси удастся настоять на так называемом переходном периоде в пару лет. В течение него Беларусь будет обязана лишь принимать назад без проволочек своих граждан, депортируемых из стран ЕС, а не граждан третьих стран. То есть в реальности, если договорятся об отсрочке, Беларусь может начать прием нелегалов из третьих стран не ранее 2019-2020 годов», — сказал Елисеев.

Он отметил, что по данным за 2014 год польская сторона задержала 170 иностранцев-нелегалов, прибывших из Беларуси, Литва — 646 (без учета белорусов), по Латвии эти цифры обычно не превышают нескольких десятков.

«В основном это граждане Грузии и России, из дальнего зарубежья самая массовая национальная группа — вьетнамцы, — сказал Елисеев. — Также важно иметь в виду, что Беларусь не будет обязана принимать каждого нелегала, который через ее территорию попал в ЕС. Все зависит от тонкостей соглашения. Но в ряде случаев ЕС будет высылать нелегалов напрямую в страну происхождения, если с ней у Евросоюза имеется отдельное соглашение о реадмиссии. Кроме того, на странах ЕС лежит бремя доказательства попадания нелегала именно через Беларусь, и доказать это не всегда представляется возможным».

Исходя из актуальной статистики, подчеркнул Елисеев, после вступления в силу соглашения о реадмиссии количество нелегалов из третьих стран, попавших в ЕС через Беларусь, вряд ли будет превышать 200-300 человек в год: «Уж точно речь не идет о тысячах или десятках тысяч».

Для сравнения: Украина, через которую в ЕС идут более значительные потоки нелегалов, чем через Беларусь, в период с 2010 по 2015 годы по соглашению о реадмиссии с ЕС приняла 2962 человека, из которых 1772 — граждане Украины и 1190 — граждане третьих стран и лица без гражданства. Из них почти 600 — это граждане постсоветских стран (Молдова, Грузия, Россия).

«Как видно, цифры относительно небольшие, и это совокупная статистика за несколько лет действия соглашения», — подчеркнул Елисеев.

При этом он отметил, что в контексте соглашения о реадмиссии Беларуси и ЕС возникает вопрос об отсутствии границы между Беларусью и Россией, откуда в Беларусь попадает большинство нелегальных мигрантов.

 

Фобии не имеют под собой почвы

Граница с Россией — это интересный момент, согласен Мельянцов. «У Беларуси с Россией уже есть действующий договор о реадмиссии. Он был подписан несколько лет назад и как раз дал возможность нам проводить переговоры с ЕС по соглашениям об облегчении визового режима и реадмиссии, — пояснил собеседник. — Поэтому теоретически Россия должна забирать тех мигрантов, которые прибыли с российской территории в Беларусь, если Беларусью будет доказано, что они из Российской Федерации».

Кроме того, говорит Мельянцов, в последнее время есть контроль на белорусско-российской границе.

«Он выборочный, но, тем не менее, последний год-полтора контроль на границе все же имеется», — сказал политолог.

Елисеев же отмечает, что хотя и могут быть опасения по поводу открытой границы с Россией, не стоит забывать, что «через Беларусь в ЕС идут относительно малые потоки нелегальных мигрантов по целому ряду причин». Среди них — географическое расположение страны, хорошо охраняемая граница, суровое наказание за способствование нелегальной миграции в белорусском законодательстве.

Таким образом, фобии по поводу наплыва мигрантов в связи с переговорами Беларуси и ЕС не имеют под собой почвы.


  • Чё Россия - Федута вон ваще собирался чеченцев размещать.
  • Много букаф, не асилил. Понятно одно: убедившись что Россия пойдёт даже на восстановление границы и тем самым положит конец белорусским креветкам, киви и ананасам, резко включили задний ход. Теперь и я не я и хата не моя.
  • Не ешьте наши креветки :) Пейте свою нефть.
  • Вы не разобрались в сути вопроса и вещаете страшилки. Перечитайте текст.
  • Вы не разобрались в сути вопроса и вещаете страшилки. Перечитайте текст.
  • Не ешьте наши креветки :) Пейте свою нефть.
  • Что не так?
  • А сирийские беженцы выживут в нашей реальности? По моему они обратно в Сирию сбегут, где-то через месяц два.
  • Роман вам всё правильно сказал