Работать с должниками по кредитам в Беларуси будут иностранные бизнесмены?
С появлением правовой базы для полноценной работы коллекторских агентств в страну ожидается приток российского капитала. К Беларуси присматривается и украинский бизнес...
Российский и украинский коллекторский бизнес рассматривает возможность работы на белорусском рынке. Пока этому мешает отсутствие необходимой законодательной базы.
Как рассказал «Белорусским новостям» директор компании ООО «СВС-Консалтинг» Юрий Тиванов, «с появлением правовой базы для полноценной работы коллекторских агентств в страну ожидается приток российского капитала. К Беларуси присматривается и украинский бизнес. Но в нынешнем правовом поле бизнес не может полноценно работать. В частности, передача коллекторам сведений о заемщиках и сумме долгов пока несовместима с понятием банковской тайны, разглашение которой запрещено законом».
Впрочем, уже к сентябрю текущего года, как ожидается, будет подготовлен проект законодательного акта, регулирующего коллекторскую деятельность. Над ним работает межведомственная рабочая группа. Предполагается, что в законопроекте будут прописаны не только процедуры лицензирования и осуществления коллектинга, но и юридически закреплено право на покупку коллекторами проблемных банковских долгов. Вступление этого документа в силу станет возможным не ранее осени 2009-го — зимы 2010-го. Вслед за этим последуют шаги по внесению изменений в административный, гражданский, банковский и другие кодексы Беларуси.
В частности, как отмечают специалисты, законодательно необходимо будет решить вопрос стоимости задолженности, которая банками обычно продается коллекторам со значительным дисконтом. Например, «молодой» долг — за 1/3 номинала, а «старый» — порой за 10%.
«Проблемная задолженность растет, и банки с радостью продавали бы свои долги, — убежден Ю.Тиванов. — Службы безопасности банков, занимающиеся проблемными долгами, сегодня работают на пределе своих возможностей».
Продавать, судя по официальной статистике Нацбанка, действительно есть что. По состоянию на 1 июля размер проблемных кредитов в банковской системе Беларуси составил 605,6 млрд. рублей. Проблемные кредиты в национальной валюте в первом полугодии выросли до 359,9 млрд. рублей, в иностранной валюте — до 86,6 млн. долларов.
Доля проблемной задолженности уже достигла 2% от суммарного кредитного портфеля банков, и Нацбанк не исключает возможность ее дальнейшего роста, что расшатывает устойчивость всей финансовой системы страны. Впрочем, представители Нацбанка надеются не допустить превышения уровня проблемной задолженности больше 4%. И именно взаимодействие банков с коллекторскими агентствами рассматривается в качестве эффективного механизма для сохранения устойчивости финансовой системы.
Однако, по словам Ю.Тиванова, даже юридически получив право на выкуп у банков проблемных долгов, коллекторские агентства вряд ли смогут сделать это практически. «Для этого необходимо наличие солидного собственного капитала. Если просрочка по долгу составляет более 90 дней, то он уже достаточно проблемный, и с ним сложно работать. А если долгу 3-5 лет? Это означает, что банки свои возможности по его возврату давно исчерпали, и коллекторам будет чрезвычайно дорого работать по таким долгам, и шансов их получить не так много».
Опыт работы российских коллекторских агентств показывает, что наиболее рискованными с точки зрения проблемных долгов традиционно считаются направления розничного кредитования. При этом если вероятность взыскания потребительского кредита с просрочкой по долгу до 90 дней составляет 60%, то с просрочкой более 365 дней — всего 5-18%.
Не менее рискованной является покупка долга юридических лиц. С одной стороны кредит может быть обеспечен залогом, и тогда взыскание долга не вызывает особых проблем. С другой, кредит может быть обеспечен и «мертвым балластом».
Отечественные предприятия, между тем, продолжают угрожать стабильности банковской системы, накапливая долги. По состоянию на 1 июня кредиторская задолженность промышленности составила 14,3 трлн. рублей и выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8%. Поэтому приход иностранного коллекторского бизнеса со своим капиталом поможет банкам разгрузить балласт долгов и высвободить средства, необходимые сейчас на формирование резервов по проблемным активам.
Впрочем, развитие в Беларуси полноценного коллекторского бизнеса повлияет не только на функционирование банковской системы. Например, для коллекторских агентств привлекательны долги телекоммуникационных компаний — объемами портфелей и характером долгов. Эффективность работы с долгами телекомов выше, чем по потребкредитам. Процент мошенничества здесь ничтожно мал, до судебных разбирательств дело доходит примерно в 20% случаев. К тому же, в отличие от банковских, эти долги, как правило, свежие, взыскать их легче.
В России операторы сотовой связи начали передавать свои долговые портфели на внешнее обслуживание, начиная с 2006 года. Первым договор с коллекторами заключил «ВымпелКом», позже свои портфели на аутсорсинг передали «Мегафон» и МТС. В июле 2008 года «Ростелеком» впервые заключил договоры с тремя коллекторскими агентствами.
Перспективным, по мнению игроков рынка, является направление по взысканию долгов в сфере ЖКХ. Процент взысканий по долгам ЖКХ превышает эффективность сборов по банковским долгам, при этом средняя задолженность по коммунальным платежам выше, чем в сфере телекома.
Обсудим?