Реакция Берлина на обвал рубля

Ни канцлер Ангела Меркель, ни ее министры не комментируют резкое снижение курса российской валюты...

 

Ни канцлер Ангела Меркель, ни ее министры не комментируют резкое снижение курса рубля. Но это не значит, что валютная лихорадка в России — вообще не тема для правительства ФРГ, сообщает Deutsche Welle.

Канцлер Германии Ангела Меркель порой по несколько раз в неделю разговаривает по телефону с российским президентом. Вот и во вторник вечером, 16 декабря, она снова беседовала с ним. На этот раз — в так называемом Нормандском формате, то есть, с участием президентов Украины и Франции.

Затрагивалась ли в ходе телефонной конференции и тема рубля? Официальный представитель канцлера отказался отвечать на этот вопрос DW. «Все, что мы хотели сказать о телефонной конференции во вторник вечером, мы уже сказали», — заявил Штеффен Зайберт. Речь, по его словам, преимущественно шла о ситуации на Украине.

Берлин о причинах обвала рубля

Это, однако, не означает что для официального Берлина обвал рубля — вообще не тема. И хотя ни сама канцлер Ангела Меркель, ни ее министры никак не комментируют валютные потрясения в России, правительство, по выражению Зайберта, «внимательно следит за развитием событий».

По оценке немецкого правительства, экономический и финансовый кризис в России назревал давно, причины у него разные, но введенные в ответ на действия России в Крыму и на востоке Украины западные санкции к числу основных не относятся.

Более того, их целью вообще не было экономическое ослабление России. В Брюсселе всякий раз подчеркивали, что штрафные меры ЕС направлены не против России и ее рядовых жителей, а против Кремля, некоторых приближенных к нему коммерческих структур и должностных лиц, причастных к аннексии Крыма и конфликту на востоке Украины. Об этом говорил несколько дней назад на экономическом форуме, устроенном газетой Süddeutsche Zeitung, и министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.

«Это было бы чрезвычайно опасным: дестабилизированная, а тем более разваливающаяся Россия представляла бы для себя самой и для других куда большую угрозу, — заявил тогда он. — Тот, кто так говорит, оказывает европейской безопасности медвежью услугу».

Поэтому теперь в Берлине отнюдь не испытывают чувство удовлетворения или злорадства в связи с обвалом рубля. Но и отменять или хотя бы временно приостанавливать режим санкций, что могло бы теоретически оказать позитивный психологический эффект на курс российской валюты, здесь тоже не хотят. Как подчеркнул в среду, 17 декабря, отвечая на вопрос корреспондента DW Штеффен Зайберт, предпосылка для отмены санкций — успех на переговорах по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины, а для начала — выполнение всех условий минского протокола.

Рубль и нефть

Уполномоченный правительства ФРГ по межобщественному сотрудничеству с Россией, странами «Восточного партнерства» и Центральной Азией Гернот Эрлер также считает, что «экономические трудности России не могут быть основанием для отмены санкций».

К тому же, добавил он, «было бы иллюзией думать, что если завтра санкции будут отменены, то с российской экономикой все сразу станет в полном порядке». Роль санкций в обвале рубля не идет ни в какое сравнение с главной причиной, поясняет он, — снижением цен на нефть, «поскольку вся российская экономика, а также российский бюджет опираются в первую очередь на экспорт энергоносителей».

А нефть дешевеет, по его словам, не вследствие некоего западного заговора против России, а, среди прочего, потому, что «Саудовская Аравия пытается низкими ценами на нефть устранить своего конкурента в лице американских производителей сланцевой нефти».

Оружие для Киева?

Причины, по которым санкции были введены, до сих пор не устранены, указывает Эрлер, поэтому и повода для их отмены тоже нет. Но нет и оснований для их ужесточения, как это собираются делать США. Представитель МИД ФРГ заявил в среду, 17 декабря, на правительственной пресс-конференции в Берлине, что в ЕС в настоящий момент речь не идет ни об ужесточении, ни о смягчении режима санкций.

Иначе, чем в Вашингтоне, смотрят в Берлине и на тему оказания военной помощи Украине. По словам Штеффена Зайберта, позиция Германии остается неизменной — вопрос о поставках Киеву летального военного снаряжения, то есть боевого оружия, даже не обсуждается. Правительство ФРГ по-прежнему убеждено, что у этого конфликта не может быть военного решения. «И мы не хотим, — добавил Зайберт, — чтобы у кого бы то ни было возникали иллюзии на этот счет».