Ярослав Романчук. КРИЗИС. Большое общество вместо Большого государства
Мировой кризис не подорвал доверия к свободному рынку и глобализации. В 19 из 22 стран, где проводился опрос, люди считают, что свободный рынок для них лучше…
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года – заместитель председателя Объединенной гражданской партии. 31 мая 2010 года выдвинут ОГП кандидатом в президенты Республики Беларусь на предстоящих выборах. |
Кризис ценностей
68% людей в мире считают, что текущий глобальный экономический кризис — это также кризис ценностей. Такой результат дал опрос 130 тысяч человек в десяти странах Большой двадцатки. Он был проведен экспертами Всемирного экономического форума в первой половине 2010 года.
В США на кризис ценностей указало 70,7%, во Франции — 60,3%, Германии — 63,1%, Индии — 68,9%. Во всех этих странах государство не только занимает командные высоты в экономике, но доминирует в образовании и СМИ.
Еще хуже обстоят дела в Беларуси и России. Мало поводов для радости в Украине и Казахстане. На всем постсоветском пространстве сбиты ценностные ориентиры. Политические лидеры завели нас в тупик. Корпоративные гиганты на пару с центральными банками накликали на нас кризис. Все меньше людей верит в бога.
Распорядители чужого (чиновники и политики) лишили людей собственности, заблокировали их инициативу. Они не доверяют предпринимателям даже простое производство. Они лишают потребителя права выбора. Они защищают интересы больших частных и государственных монополий.
Политики вмешиваются во все и вся. До всего им есть дело. На всем они хотят заработать. Отсюда коррупция и взяточничество. Отсюда пренебрежение интересами обыкновенного человека. Отсюда всесилие бюрократии.
Государство вырвалось из-под контроля народа и стало Левиафаном. Так звали чудовищного всепожирающего морского змея из Ветхого завета. Так английский философ Томас Гоббс называл всемогущее государство.
Люди чувствуют обман. Нет веры СМИ, банкам, тем более бюрократам. Слуги народа стали его главными эксплуататорами. Они закрепостили дух и защемили свободу. Мол, так надо для стабильности и безопасности. В результате мы не имеем ни свободы, ни безопасности, ни стабильности.
Люди обвиняют Большое государство и продолжают верить свободному рынку
Большинство людей на Земле винят свои правительства в экономических неурядицах. 84% японцев и поляков, 72% корейцев и россиян, 69% испанцев и немцев считают, что правительства не справляются с экономическими проблемами. В Беларуси почти 2/3 населения поддерживают такую точку зрения.
Июньский 2010 года опрос Pew Global Project Attitudes (репрезентативные опросы в 22 странах) показал растущее разочарование людей направлением движения своих стран.
В 20 из 22 государств более половины населения разочарованы направлением движения своей страны. В Америке удовлетворенных осталось только 30%. Таков ответ американцев на социализацию экономики.
Из больших стран только китайцы двумя руками «за» курс своей страны. Аж 87% его поддерживают.
В Беларуси же в середине 2010 года 54% населения считали, что страна развивается в правильном направлении. В погоне за стабильностью мы растеряли инновационность и предпринимательский драйв. Тем не менее, почти каждый четвертый житель Беларуси не поддерживает избранный курс, а 46% белорусов хотят больше экономических реформ и либерализации.
По сравнению с 2002 годом число неудовлетворенных экономическим курсом в США увеличилось с 55% до 62%, во Франции — с 67% до 74%, Испании — с 52% до 76%. За этот же период число поляков, которые не удовлетворены направлением движения страны, сократилось с 87% до 47%, Германии — с 66% до 59%.
Мировой кризис не подорвал доверия к свободному рынку и глобализации. В 19 из 22 стран, где проводился опрос, люди считают, что свободный рынок для них лучше, чем другие экономические модели. Самая большая поддержка свободному рынку зафиксирована в Китае — 82%. Для контраста: в Японии 55% населения не согласны с тем, что в условиях свободного рынка им живется лучшего всего.
В 2007 году 70% американцев считали, что лучшей экономической системой является свободный рынок. В 2010 году их число сократилось до 68%. При этом американцев не коробит тот факт, что дядя Сэм забирает у них и распределяет по своему усмотрению более 43% ВВП.
В Британии падение доверия было более существенным, с 72% до 64%. При этом британские чиновники и политики до прихода к власти Д.Камерона, распоряжались 52% ВВП. Красивую мечту о свободе не сломили даже социалистические позиции изгнанных из власти лейбористов.
В Германии число сторонников свободного рынка выросло с 65% до 73%. Аналогичная тенденция проявилась в России (рост с 53% до 60%) и Китае (с 75% до 84%).
Япония выпадает из этого ряда. В этой стране число сторонников свободного рынка сократилось с 49% до 43%. Эта страна последние 20 лет пытается при помощи государственного регулирования повторить свое собственное чудо 50-летней давности. Не получается.
Большое государство продолжает «промывку» мозгов
Распорядители чужого делают все, чтобы сохранить монополию на самый важный источник формирования ценностей — систему образования. Добавим жесткий контроль над СМИ — и мы имеем среднестатистического человека-жертву, которая готова сама себя высечь и еще заплатить за это государству.
Для 61,9% опрошенных источником ценностей являются система образования и семья, для 20,9% — религия и вера, для 5,9% — поп-культура.
Только в Саудовской Аравии религия/вера являются очень важным источником ценностей (39%), в США — для 30,3%. Во Франции и Германии образование/семья являются источником формирования ценностей более чем для 80% респондентов.
На ценности белорусов самое большое влияние оказывают семья, школа и улица. В этих местах вряд ли получишь прививку против глубоко въевшегося марксизма и вредных привычек советской коммуналки.
К тому же в нашей стране резко ограничены свобода слова и возможности гражданского общества. Очевидно, что без радикальной реформы системы образования, без плюрализма и открытой конкуренции на рынке образовательных услуг сложно будет изменить отношение людей к государству.
Государство стимулирует ложь и двойные стандарты
Государство стало безликим, бездушным посредником между людьми. Оно разрушило целостность местных сообществ, выхолостило смысл института семьи, разорвало дружественные связи между соседями, резко ограничило возможность влиять на решения местных и национальных органов власти.
Жизнь без посредника в лице чиновника заставляет людей быть вежливыми, внимательными и добродетельными по отношению не только к незнакомым людям, но также к своим семьям.
Именно семья является самым надежным и проверенным источником социального благополучия в проекции на старость. Многие люди «купились» на обещание государства всем обеспечить безбедную старость. В результате мы получили резкий рост риска обнищания в возрасте 60 лет и старше вкупе с острым кризисом института семьи.
Как показывает опрос Всемирного экономического форума, для 50,6% респондентов самыми важными ценностями в личной и профессиональной жизни являются честность, целостность и прозрачность. Для 25,9% — уважение прав, достоинства и взглядов других людей. Для 16,7% ценностным приоритетом является влияние действий на благополучие других.
При этом 61,2% респондентов утверждают, что люди не используют одни и те же ценности в личной жизни и на работе. Во Франции таких аж 74,9%, в США — 75%. Только 23% опрошенных считают, что люди как на работе, так и в личной жизни движимы одинаковыми ценностями.
Получается, что люди врут и лицемерят, сами применяют двойные стандарты и терпимо относятся к такому же поведению других. Люди со всех сторон ожидают подвоха и обмана. Поэтому мир стал злее, напряженнее, отчужденнее. Мир стал обезличенным. Окно в мир все чаще сводится к экрану компьютерного монитора — обезличенного, утопичного, лишенного запаха и вкуса реальной жизни.
Осознание тотального обмана приходит постепенно. В знак протеста, как признак потери ценностных ориентиров, люди часто начинают отрицать базовые вещи.
Так только 54% опрошенных экспертами Всемирного экономического форума соглашаются с фактом существования универсальных ценностей. 26,4% говорят, что их нет, а 19,4% не определились. В США меньше половины опрошенных верят в существование универсальных ценностей, а во Франции таких только 37,6%.
Получается, что более чем для половины людей такие ценности, как свобода, справедливость, равенство перед законом, честность не являются универсальными.
Когда черное одновременно называют белым и серым, не удивительно, что люди не могут провести четкую грань между палачами и жертвами, между благодетелью Большого гражданского сообщества и зловредностью Большого государства.
Большое общество вместо Большого государства
Беларусь обречена, если останется в рамках Большого государства. Впрочем, как и любое другое государство. Наше будущее — построение Большого общества.
Это новый путь развития нашей страны. Это модернизация человечества. Он основан на доверии друг к другу, на ответственности друг перед другом, на качественном государственном управлении, власти, львиная доля которой находится на местном уровне.
Большое общество — это система поощрения активности граждан, мотивации к творческому труду и получения достойного вознаграждения за те товары и услуги, которые выбирают сами люди.
Большое общество — это солидарность и взаимопомощь, индивидуальные достижения, усиленные командным духом. Это почет и слава за победы, поддержка в тяжелые минуты поражений и осуждение в позорные минуты мошенничества, воровства и насилия.
Большое общество — это экономика малого частного бизнеса, а не государственных монополий. Это свободная торговля предпринимателей без шлагбаумов и запретов. Это активное участие религиозных, молодежных, женских, экологических в формировании ценностей детей, студентов и взрослых. Это наука без идеологии, а инновации — не по указке сверху.
Путь от Большого государства к Большому обществу не пройдешь за год. Даже пятилетки будет мало. Тем не менее, альтернативы ему нет, если мы хотим прийти к благополучию, процветанию, безопасности и уважению каждого гражданина.
Дюжина главных решений по созданию в Беларуси Большого общества — это
1) восстановление принципа разделения властей. В стране должны быть полноценный парламент и независимый суд;
2) реализация принципа выборности местных органов (глав районов, областей), мэров городов, прокуроров и судей, введение ограничения на сроки пребывания на одной выборной должности (максимум два срока);
3) принятие бюджета, в котором 70% совокупных расходов осуществляются на местном уровне;
4) проведение массовой приватизации в пользу малого бизнеса, переход 80% активов страны частным собственникам;
5) принятие жестких норм прозрачности действий всех органов государственной власти: предоставление в открытом доступе информации обо всех доходах и расходах, обязательный независимый аудит всех местных и центральных органов власти, ежегодное предоставление декларации о доходах и имуществе всеми государственными служащими;
6) введение запрета всем органам государственной власти заниматься коммерческой деятельностью. На переходном периоде все госактивы передаются в управление Комитета государственного имущества;
7) предоставление налоговых льгот коммерческим организациям, которые финансово поддерживают неправительственные, неприбыльные организации (НПО);
8) активизация участия общественных организаций (НПО) в предоставлении государству (за счет бюджета) социальных, гуманитарных, экологических и других услуг, которые сегодня предоставляются органами государственно власти или государственными предприятиями;
9) введение уведомительного принципа регистрации некоммерческих общественных организаций (НПО);
10) создание открытого конкурентного поля в сфере образования, развитие разнообразных форм среднего и высшего образования, в конечном итоге — уход государства из высшего образования;
11) приватизация электронных и печатных СМИ, издательского бизнеса, создание открытого рынка информации, полноценные правовые гарантии свободы слова;
12) объявление интернета суверенной территорией, независимой от государства, не подлежащей государственному регулированию, подчиняющейся правилам саморегулирования и регулирования собственниками ресурсов.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?