Процесс нормализации отношений с ЕС в любой момент может быть поставлен на паузу

Активные контакты официального Минска с Европой в последнее время еще не гарантируют необратимости либерализации отношений.

Минувшая неделя ознаменовалась для Беларуси всплеском активности на европейском направлении. Минск посетили сразу три группы официальных представителей из Европы — латвийская делегация, делегация Европарламента, а также высокопоставленные чиновники МИД Германии и Франции. Помимо этого, в Брюсселе 20 июля состоялся четвертый раунд двустороннего диалога между ЕС и Беларусью по правам человека.

Означают ли столь интенсивные контакты необратимость нормализации белорусско-европейских отношений?

Фото pixabay.com

 

Между Минском и Ригой не всё так однозначно, как хотелось бы белорусской стороне

Формальным поводом для визита латвийской делегации во главе с министром иностранных дел Эдгарсом Ринкевичсом стало участие в мероприятиях, посвященных 25-й годовщине установления дипломатических отношений между странами. Однако не вызывает сомнения, что главной целью стало более детальное ознакомление с политической ситуацией в Беларуси — ведь помимо официальных переговоров Ринкевич встречался с оппозиционными политиками.

Очевидно также, что Рига заинтересована в расширение экономического сотрудничества с Беларусью, о чем может свидетельствовать переговоры латвийской делегации с премьер-министром и министром экономики.

Самым ярким моментом визита стало заявление Ринкевичса о том, что у Латвии больше нет вопросов к Беларуси относительно проведения белорусско-российских учений «Запад-2017». Реакция партнеров Риги по НАТО на эти слова пока неизвестна…

В то же время, вопреки дежурному оптимизму государственных медиа, продекларировавших об отсутствии разногласий у Беларуси и Латвии, Ринкевичс был более сдержан в оценках реальности. Он, в частности, заявил: «Я вижу перспективу, но не ждите прорыва. Будет еще много споров, будет еще много дискуссий». Глава латвийского МИД также отметил, что ряд вопросов в отношениях Беларуси и Евросоюза нельзя решить так быстро, как хотелось бы.

Неоднозначность ситуации подтверждает и то обстоятельство, что у представителей оппозиции осталось благоприятное впечатление от беседы с Ринкевичском.

 

Европарламент следует тактике «критического взаимодействия» с Беларусью

Как известно, среди всех евроструктур самую принципиальную позицию в отношении официального Минска всегда занимал Европейский парламент. Более четырех десятков критических резолюций по Беларуси было принято Европарламентом за 20 лет, причем последняя — уже в период нынешней оттепели, в апреле этого года.

Европарламентарии давно исключили официальные контакты с белорусскими депутатами. Национальное собрание Беларуси по сей день не допускается к участию в работе «Евронеста» — Парламентской ассамблеи Восточного партнерства.

Ответной реакцией Минска стал запрет на въезд в страну членам делегации Европарламента по связям с Беларусью, который действовал с 2002 по 2015 годы. Нынешний визит евродепутатов во главе с поляком Богданом Здроевским, который с октября 2014 года возглавляет в Европарламенте делегацию по связям с Беларусью, стал вторым за все время ее существования.

В Минске европарламентариям оказали высокий прием — помимо встреч с депутатами Национального собрания и членами ЦИК они были приняты главой МИД Владимиром Макеем.

Цель официального Минска совершенно очевидна — легитимизировать Палату представителей в глазах Запада. Понятно, что это вызывает беспокойство у демократических сил, которые добиваются приведения избирательного процесса в стране в соответствие с общепринятыми стандартами.

В соответствии с тактикой «критического взаимодействия», которую ЕС сейчас использует в отношении Беларуси, Богдан Здроевски подтвердил важность поддержания прямых каналов связи с властями Беларуси для развития дальнейших отношений, «в том числе в вопросах, в которых наши позиции отличаются».

Таким образом, отмечают наблюдатели, белорусская оппозиция утратила монополию на контакты с представителями ЕС уже и в парламентской сфере, где раньше конкуренции у нее не было.

В то же время во время переговоров с официальными лицами делегация Европарламента обозначила те препятствия, которые остаются на пути нормализации сотрудничества с Европарламентом и «Евронестом». Особо подчеркивалась при этом важность проведения избирательных реформ.

 

Рассуждая о демократических ценностях, власти берутся за старое

Информации и визите в Минск дипломатов из Германии и Франции практически нет. Было лишь краткое официальное сообщение о том, что они встретились с заместителем министра иностранных дел Олегом Кравченко.

«Стороны обсудили актуальные вопросы двусторонней повестки дня, взаимодействие в рамках международных организаций, перспективы развития диалога по линии Беларусь — ЕС, а также текущую ситуацию в регионе», — отмечалось в пресс-релизе белорусского МИД.

Сообщалось также, что в программе визита представителей внешнеполитических ведомств Германии и Франции — встречи в Администрации президента и Национальном собрании.

Мало что известно и об очередной раунде переговоров между ЕС и Беларусью по правам человека в Брюсселе. В официальном сообщении представительства ЕС в Беларуси приводится лишь перечень обсуждавшихся вопросов. Отмечается, в частности, что особое внимание было уделено проблеме свободы выражения мнений, собраний и ассоциаций, избирательных прав, смертной казни, реформе пенитенциарной системы, антидискриминационной политике, гендерному равенству и борьбе с насилием в семье.

Несмотря на все сложности и противоречия, процесс расширения и углубления контактов на европейском направлении, безусловно, следует приветствовать. Но только при условии, что диалог этот будет действительно критическим, а белорусские власти в начнут следовать своим обещаниям.

Пока же мы наблюдаем обратную картину: в то время как официальные представители Беларуси и ЕС на разных уровнях обсуждают демократические ценности, белорусские суды наказывают активистов оппозиции штрафами и административными арестами за публичное выражение солидарности с фигурантами резонансного дела «Белого легиона».

Такие события дают основание подозревать, что белорусские власти готовы вернуться к репрессивной практике, от которой они, казалось бы, отказались перед проведением в Минске сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. А это значит, что все достижения белорусско-европейской дипломатии могут быть в один момент перечеркнуты.


  • Пока ЕС сидит на лёгком американском наркотике, но когда полностью сядет на иглу США и полностью будет зависеть от США. Вот тогда и посмотрим, чем вся это халява обернется для ЕС. РБ конечно это не выгодно, но будем надеяться, что ЕС после выборов в Германии остановится.
  • "латвийская делегация, делегация Европарламента, а также высокопоставленные чиновники МИД Германии и Франции..." Автор серьёзно? Тут о "чеченских геях" первые лица европейских стран беспокоятся, а нам тут каких-то второразрядных чиновников за прорыв выдают.
  • Ну, если брать на себя роль кэпа Очевидность, то проблема отношений с ЕС вовсе не бином Ньютона. У белорусской официальной политики много целей, конечно же, но есть одна главная, без которой остальные теряют смысл. И сверхзадача эта состоит в сохранении пожизненной абсолютной власти Александра Григорьевича Лукашенко. Кстати, в этой цели не было никаких сомнений еще в 1994-м, когда молодой кандидат-"демократ" шел на выборы, и уж тем более их нет прямо сейчас. Поменялись только обстоятельства. Если раньше Александр Григорьевич мог думать, что для удержания трона Европа ему даром не нужна, то сейчас понятно, что это не так. Но, с другой стороны, и чрезмерное сближение с ЕС представляет угрозу. Поэтому единственно возможный курс - лавировать туда-сюда, между российской Сциллой и европейской Харибдой. Или, как сказал пару лет назад один из белорусских идеологов , "наша стратегия отныне - тактические маневры". Вот ими наша внешняя политика будет заниматься и впредь.
  • Ну, если брать на себя роль кэпа Очевидность, то проблема отношений с ЕС вовсе не бином Ньютона. У белорусской официальной политики много целей, конечно же, но есть одна главная, без которой остальные теряют смысл. И сверхзадача эта состоит в сохранении пожизненной абсолютной власти Александра Григорьевича Лукашенко. Кстати, в этой цели не было никаких сомнений еще в 1994-м, когда молодой кандидат-"демократ" шел на выборы, и уж тем более их нет прямо сейчас. Поменялись только обстоятельства. Если раньше Александр Григорьевич мог думать, что для удержания трона Европа ему даром не нужна, то сейчас понятно, что это не так. Но, с другой стороны, и чрезмерное сближение с ЕС представляет угрозу. Поэтому единственно возможный курс - лавировать туда-сюда, между российской Сциллой и европейской Харибдой. Или, как сказал пару лет назад один из белорусских идеологов , "наша стратегия отныне - тактические маневры". Вот ими наша внешняя политика будет заниматься и впредь.