Анастасия Костюгова. СУБКУЛЬТУРА. Кто такие белорусские хипстеры?
Хипстеры. Квадратные очки, айфон, футболка с принтом, узкие джинсы, твиттер и ежедневные чек-ины...
Анастасия Костюгова. Студентка Европейского гуманитарного университета, программа «Массовые коммуникации и журналистика». Фрилансер, изобретатель, пианистка и вообще рыжая. Училась: игре на скрипке, истории философии, печь печеньки. Умею: монтировать аудио-видео, петь псалмы и серенады, взламывать программы, играть на фортепиано, превращать будни в праздник. Люблю: лекции Жижека, кино со взрывами, романы с легким флером насилия, Сартра, котяток, негрони. Не люблю: компьютерные игры, сонаты Генделя, щербет и жуков. Верю в разум. |
Хипстеры. Квадратные очки, айфон, футболка с принтом, узкие джинсы, твиттер и ежедневные чек-ины.
Почти сразу после появления понятие приобрело насмешливую и негативную окраску, поэтому каждый хипстер всячески избегает этого определения. Описать особенность этой субкультуры можно одним словом — вещизм. Хипстеры — истинные дети общества потребления, и их отличает не набор каких-то моральных ценностей и взглядов, их отличает набор вещей; по их наличию или отсутствию они оценивают друг друга и всех остальных. Хипстеры, впрочем, любят посмеяться над хипстерами, тем самым давая понять, что себя они к ним не причисляют, но, в большинстве случаев, это просто поза.
Итак, любовь к дорогим вещам (причем не ко всем подряд, а к ограниченному списку брендов), снобизм и не очень богатое духовное и интеллектуальное содержание — вот примерное описание хипстера. Но кто такие белорусские хипстеры, чем отличаются от остальных и отличаются ли вообще?
Кто-то пошутил, что Беларусь — это родина хипстеров, ибо кого не спроси — окажется фотографом, дизайнером, блогером или художником. А так как хипстеры сплошь люди творческие, то и занятия они себе находят соответствующие. Но это вовсе не означает, что все производимое ими имеет хоть какую-нибудь художественную ценность, так как нельзя уметь одинаково хорошо и потреблять, и производить.
Еще хипстеры всегда против чего-нибудь бунтуют. Правда, бунтуют они довольно мирно: протестующий пост в фэйсбуке, возмущенный твит, воинствующий лук в инстаграме — вот и весь бунт. Но главное — сам факт быть несогласным. В Беларуси для этого много возможностей, ибо можно быть политически несогласным, что, конечно, очень круто. Менее смелые хипстеры критикуют кафе без wi fi, более смелые — политическую систему, правда, зачастую не особенно вникая в детали. Но это и не обязательно, главное, можно поставить соответствующий хэштэг и продемонстрировать окружающим свою политактивность.
Таким образом, можно сделать вывод, что белорусские хипстеры едва ли полезны обществу, хотя удивляться нечему, так как данная субкультура была создана не для полезности, а для того, чтобы было кому покупать вещи.
И, тем не менее, быть (или, скорее, казаться) полезными им хочется, и в кофейнях с wi fi можно нередко услышать дискуссии «свядомых» хипстеров с «западными» хипстерами, где первые упрекают вторых за желание уехать из страны, в объятья Европы (а то и Америки) и быть несогласными там, а не здесь. Хотя, надо сказать, что подобные дискуссии свойственны белорусам вообще.
Еще хипстеры всячески избегают понятия «мейнстрим», что довольно проблематично, потому что с появлением интернета любое занятие, явление или бренд могут популяризироваться в считаные дни, и постоянно находить что-то новое и андеграундное — задача утомительная.
К тому же, сами хипстеры постоянно усложняют себе задачу регулярными чек-инами и твитами: пришел в какую-нибудь необычную кафешку и автоматически зачекинился, после чего любой обыватель может туда заявиться и «испортить атмосферу».
Но белорусские хипстеры не унывают и скачут с французского арт-хауса к отечественному короткому метру, курсируя между кофейнями с беспроводным интернетом и диванчиками, периодически заплывая в галерею «Ў», где приобщаются к альтернативному искусству и попивают вино.
Как уже было сказано, хипстеры не любят, когда их так называют, потому что быть хипстером — мейнстрим и вообще не круто. И это их главное отличие от остальных субкультур, так как хиппи, эмо, готы и прочие гордо заявляют окружающим о себе. Хипстеры же, напротив, скрывают свою принадлежность к данной субкультуре, благо, идентифицировать их совсем несложно.
Сами себя они предпочитают называть современной интеллектуальной молодежью, но от прочей молодежи (в том числе интеллектуальной) их отличить легко именно потому, что хипстеры не ищут легких путей и пытаются выделиться за счет бесконечного поиска чего-то «не такого как у всех», правда, после этого, не будучи в состоянии справиться с порывом рассказать об этом каждому, они загоняют себя в замкнутый круг.
Но, в конечном счете, мы можем их поблагодарить, ведь остальным людям не приходится тратить время на поиски чего-то новенького, если вдруг захочется развеяться. К тому же, у хипстеров новенькое — это хорошенько забытое старое.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?