Андрей Дмитриев. НАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ. Как получить большинство?
Власть в Беларуси боится большинства. И «Hародный референдум» — это шанс стать большинством...
Андрей Дмитриев. Заместитель председателя гражданской кампании «Говори правду!». Учился в ЕГУ в Минске, служил в армии. Выпускник Восточноевропейской школы политических исследований (2007). В 2001-2012 гг. член Объединенной гражданской партии. Имеет большой опыт работы в различных политических кампаниях в Беларуси, России, Украине. На президентских выборах 2010 года возглавлял инициативную группу, а затем — избирательный штаб Владимира Некляева. Свободно владеет английским языком. Хобби: игра английских заключенных — сквош. |
Мы проехали за лето 30 городов. В каждом городе встречались с людьми на рынках и проходных заводов. Разговаривали с чиновниками и активистами демократических сил и гражданского общества.
Есть несколько вопросов о «Народном референдуме», которые чаще всего задавали нам активисты и журналисты.
Один из них звучит так: «Да, нам нравится идея референдума. Неплохо было бы получить возможность высказаться. Да, пора изменить ход вещей в стране. С этим согласны. Но!
Что вы сделаете, если мы соберем подписи, а власть проигнорирует их? Или даже референдум пройдет, но власть проигнорирует мнение большинства?».
На этот вопрос сложно дать ответ. Не потому, что нет примеров и аналогий. Oсновная причина другая. Oтвет может обидеть и задеть многих, кто верит, что Беларуси нужны изменения. Но чтобы изменить ход вещей, нам надо говорить правду. Правда такова.
Мы не можем предполагать, как власть отреагирует, когда нас будет большинство. Так как за последние 20 лет мы в большинстве никогда не были. И я уверен (говорю, так как я действительно уверен): власть боится мало чего, но есть то, чего она боится несомненно. Как Кощей боялся, что кто-то найдет иглу и сломает ее, его слабое место. Власть в Беларуси боится большинства. И «Hародный референдум» — это шанс стать большинством.
Говорить правду — значит признать, что на национальном уровне с 1994 года мы, те, кто голосовал за альтернативу, были в меньшинстве. Ни тогда, когда у нас были «единые» кандидаты в 2001 и 2006 году, ни в 2010 году, когда пошел каждый, кто хотел, мы не получали большинства. Конечно, у нас не было справедливых и открытых выборов. Конечно, в 2001-м, 2006-м, 2010-м нас было намного больше, чем посчитали. Но большинства не было. И большинству было все равно, как посчитали. Не потому, что у него нет чувства справедливости, а потому, что большинство было уверено: честный подсчет не изменил бы принципиально основной результат.
Некоторые говорят, что идея «Народного референдума» — это не настоящее действие оппозиции. Что правильный оппозиционер должен думать только про одно: как во время президентских выборов один раз в 5 лет покончить с Лукашенко и с режимом. А референдум — это, мол, способ помочь Лукашенко модернизироваться.
Мне кажется, что это не главная проблема, которую нам в оппозиции надо решать. Основная наша задача: получить большинство. Чтобы не 20 или 30 и даже не 51 процент, а намного больше граждан поверило, что есть новое большинство, которое сможет договориться между собой и развивать страну в нужном направлении. И что большинство — это реально. Потому что именно этому сегодня люди не верят.
И еще одно. Считаю совершенно искусственным противопоставление двух идей: референдума и справедливых президентских выборов. Разве мы должны друг друга уверять, что мы демократы? Для тех, кто считает себя демократом, справедливые выборы — это суть демократического процесса. Об этом не нужно договариваться — это факт.
И каждые выборы, не только президентские, мы говорим про важность справедливого подсчета голосов. Мы то бойкотируем во имя этого, то участвуем. Но воз никуда не сдвинулся. Потомку что телегу надо запрягать за лошадью, а не перед ней. Выборы — это инструмент, а не цель. И лошадь, которая сегодня может вытащить выборы из той трясины, в которой они находятся, это, как бы пафосно это ни звучало, белорусский народ, большинство. Поэтому сначала нужно получить большинство, а потом громко говорить о справедливых выборах.
А повторять снова и снова то, что делаем и что не работает все эти 20 лет — просто бессмысленно и безумно. Эта повестка, этот подход доказал свою несостоятельность.
Власть боится большинства — и новое большинство уже существует. Pеферендум — это шанс объединить людей и получить большинство. В нем может сказать НЕТ каждый, кого удовлетворяет ход вещей в Беларуси, или сказать свое ДА каждый, кто хочет изменений. И когда это ДА скажет большинство, когда оно поверит в свои силы, в эту самую минуту Беларусь начнет меняться.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?