Беларусь: бунты вчерашних пофигистов
Начинается сюжет тришкиного кафтана. Ублажили автомобилистов — наступили на мозоль челнокам-бензовозам…
В Беларуси взбунтовались бензовозы. Не машины, а люди. Едва успели осудить зачинщиков протеста у КПП «Брузги», как грянул митинг у «Варшавского моста».
Власти думали, что будет им счастье, когда додавят традиционную оппозицию («уж мы их душили-душили…»). Но попутно диким популизмом они пустили вразнос экономику, и теперь ширятся спонтанные протесты вчера еще аполитичной публики.
А завтра — трусы по купонам?
Постановление Совмина № 755 — это, конечно, жесть. Лимит на продажу автомобильного топлива, драконовские ограничения на его вывоз за границу. Равно как и на вывоз свинины, масла, сыров, консервов и прочего. Сразу повеяло лихими 90-ми…
Умиляет формулировка в преамбуле правительственной бумаги: мол, вся эта петрушка — в целях «реализации конституционного права граждан на достойный уровень жизни». Получается, что правительства нормальных рыночных стран, где действует принцип «вывози не хочу», гнусно попирают конституционные права?
Если же серьезно, то диагноз экономиста Сергея Чалого таков: «Власти играются в социализм внутри страны». Но он невозможен при капитализме во внешней торговле, добавил эксперт в интервью для Naviny.by.
По словам собеседника, после бунта автомобилистов цены на бензин открутили политическим решением. Однако это порождает цепь дисбалансов и влечет за собой новые административные ограничения.
«Белнефтехиму» становятся невыгодны поставки на внутренний рынок, вдобавок надо тормозить челноков-бензовозов, стремящихся заработать на ножницах цен у нас и за бугром. То же, в принципе, и с прочим товаром. «Государство не хочет делиться экспортной выручкой с гражданами», — поясняет Чалый.
Казалось бы, чего проще: устраните, черт возьми, диспаритеты, сделайте ценники как у людей! Да, но тогда предстанет во всей красе нищета белорусских зарплат. И до социального взрыва может оказаться рукой подать.
Короче, порочный круг популизма и совковой фальши. И, что самое страшное для власти, — ресурс популизма (500 долларов средней зарплаты стали его апофеозом, пустившим финансы вразнос) быстро тает.
13 июня на это дипломатично намекнул в Минске глава миссии МВФ по Беларуси Крис Джарвис: «Я не считаю, что ценовые ограничения являются хорошей идеей. Это приведет к возникновению дефицита».
Наш эксперт Сергей Чалый резюмирует грубовато-образно: «Рынок придет, когда у властей не останется чем плевать против ветра».
Опыт показывает, что попытки руководящих товарищей тянуть кота за хвост лишь усугубляют дело. Могли в марте проскочить, девальвировав рубль на 15-20%. Но «постеснялись» — и пришлось в мае на 56%.
Так что и нынешние диковинные методы «реализации конституционного права граждан на достойный уровень жизни» еще аукнутся. По этой логике уже недалеко до карточной системы, до трусов по купонам, как на рубеже 90-х.
Бои местного значения
Пока же решения властей аукаются стихийными бунтами. Вечером 12 июня несколько сот человек, недовольных новыми ограничениями, вступили в конфронтацию со спецназом возле погранперехода «Брузги» на польской границе недалеко от Гродно.
Зачинщиков повязали и влепили назавтра дикие штрафы, губернатор Шапиро пообещал не цацкаться и впредь.
Но 13 мая подобный митинг имел место уже близ Бреста. На переход «Варшавский мост» прибыли глава областной вертикали Сумар и другие чины. Обошлось без упаковки недовольных граждан. Власть явно побаивается: лимит репрессий выбран, а социальная база протестов ширится.
Иные говорят: а вот нечего баловать контрабандистов! Но препятствиями на границе возмущены не только челноки — это раз. И потом, люди зарабатывают как могут — это два. Отбери у них этот бизнес — получишь отряд голодных злых безработных. Раньше начальство сквозь пальцы смотрело на подобные промыслы — теперь вынуждено наезжать. Пряников сладких уже не хватает на всех.
Короче, начался сюжет тришкиного кафтана. Ублажили автомобилистов — наступили на мозоль челнокам-бензовозам, тетушкам, что за копеечную прибыль возили полякам да литовцам сигареты и т.д. Завтра придется прижимать еще какую-нибудь группу — вероятно, простых работяг: искусственно держать на плаву гиганты социндустрии уже невмоготу.
«В связи с кризисом власть оказывается в нескольких вилках», — таково наблюдение политического аналитика Юрия Дракохруста.
В интервью для Naviny.by эксперт расшифровал свою мысль: «Административные ограничения, вроде лимитов на вывоз товаров, вызывают ярость одних групп населения; либеральные меры, к которым власть не склонна по своей природе, вызвали бы неудовольствие других. Иными словами, власть уже не может более или менее удовлетворить всех людей, далеких от политики, она может лишь выбирать, кого обидеть…».
Собеседник делает вывод, что пресловутый социальный контракт, на котором были основаны отношения между режимом и народом, дает трещину, а «народ, не получая обещанного уровня жизни, вторгается в политику».
Гроздья гнева: кто снимет урожай?
Действительно, можно говорить уже о волне стихийных уличных протестов, последовавших в Беларуси после фазы общественного шока, вызванного разгоном Площади 19 декабря и брутальными репрессиями.
7 июня центр столицы был сенсационно парализован маршем пустых канистр — грянула впечатлившая самоорганизацией акция автомобилистов, возмущенных скачкообразным подорожанием бензина.
Назавтра в Минске и ряде городов молчаливо протестовала молодежь, провозгласившая революцию через социальные сети. Поколение юзеров собирается сделать свои акции регулярными.
Наконец, драконовские ограничения на вывоз за рубеж после пиаровской открутки цен на топливо спровоцировали бунты на погранпереходах. Тут уж пришлось пускать в дело спецназ.
При этом, заметьте, традиционная оппозиция отдыхает. Кто-то реально мотает срок, кто-то лишь намечает горячую осень — создает оргкомитеты по проведению кампаний после периода отпусков. Но в реале все меняется круто и не по календарю партий да движений.
Обозреватели горько иронизируют: может, и к лучшему, что старая оппозиция не у дел? Ведь завалили бы тот же «Стоп-бензин» элементарно, как заваливали свои уличные выступления, рассорившись по поводу дележки полномочий или формата акции…
Организаторы новых протестов не конкурируют за лидерские титулы, финансовые потоки и прекрасно координируются через интернет, без всяких штабов и конгрессов. Более того, похоже, они подчеркнуто дистанцируются от растратившей моральный кредит структурированной оппозиции, с которой легче разве что попасть под раздачу.
«У нас «свядомыя» в Минске в социальных сетях, интернете призывают к забастовкам. Я так буду смотреть, наблюдать, а потом как шарахну — не успеют за границу перебежать». Александр Лукашенко, 14 июня 2011 года. |
И эти новые протесты для правящей верхушки гораздо страшнее, чем выход на улицу «идейных». Тут уже заработали и желудочные мотивы, а это атомная сила. Встает на дыбы вчерашний пофигист-обыватель. Вертикаль в напряге: где рванет завтра?
«Власть знает, что делать с оппозицией, но не знает, что делать с разозленным народом», — отмечает Юрий Дракохруст.
Причем было бы неправильно заключать, что белорусы способны только желудком думать. Заметьте: нынешняя волна социальных выступлений характеризуется и креативом продвинутой компьютерной молодежи. Тут уже срабатывает интеллект, система ценностей. Вчера эти ребята довольствовались виртуальным стебом над тупостью пропаганды — сегодня решили, что время действовать в реале.
Сбывается кошмарный сон режима: из толщи пассивного народонаселения гвоздем в седалище вертикали прорезается гражданское общество.
Волна протестов еще не означает, что завтра на автомате анахроничная система падет. Более того, их стихийность не есть благо. Это плохо, что политическая оппозиция разгромлена, что нет идейного стержня.
В итоге гроздьями народного гнева в некий момент могут воспользоваться номенклатура или Москва. А возможно, дуэтом. И тогда у белорусского сюжета будет весьма драматичное продолжение. Но это уже отдельная тема.
Обсудим?