В отношениях Минска и Праги продолжается период заморозки

Политический диалог пока невозможен ввиду абсолютного несовпадения ценностных подходов сторон и их нежелания поступаться принципами…

 
Характерной чертой отношений Беларуси с Чехией является сочетание крайне сдержанного политического диалога с прагматичным сотрудничеством в экономической сфере.
 
Взаимодействие между Республикой Беларусь и Чешской Республикой стало развиваться после установления дипломатических отношений 5 января 1993 года. В 1994 году Беларусь и Чехия на взаимной основе открыли посольства. В том же году в рамках саммита ОБСЕ состоялась первая встреча президентов, которая одновременно стала последней на сегодня встречей высших государственных руководителей Беларуси и Чехии.
 
Во второй половине 1990-х годов политический диалог между Минской и Прагой был свернут по инициативе чешской стороны, которая негативно оценивала внутри- и внешнеполитические установки белорусского руководства. Свертывание диалога между официальными структурами сопровождалось расширением поддержки политических оппонентов Александра Лукашенко. В конце последнего десятилетия ХХ века Прага стала одним из центров деятельности белорусской политической эмиграции и продолжает сохранять этот статус.
 
Официальная Прага полностью контакты с официальным Минском не разрывала, но предпочитала осуществлять их на уровне дипломатов. В 1998 году состоялись первые в истории белорусско-чешских отношений межмидовские консультации, участники которых сконцентрировали внимание на практических аспектах двустороннего сотрудничества. В 1999 году в Чехии побывал с визитом тогдашний министр иностранных дел Беларуси Урал Латыпов. В 1999 и 2001 годах обменялись визитами белорусские и чешские парламентарии.
 
Вялотекущий процесс диалога сменился конфронтацией в ноябре 2002 года, когда чешские власти отказались пустить Александра Лукашенко на заседание Совета североатлантического партнерства в Праге.
 
Отказ вызвал в Минске бурю негодования. Белорусская сторона понизила статус главы дипломатического представительства в Праге до уровня временного поверенного в делах и грозила сократить закупки чешской продукции. Чешское посольство оказалось под пристальным контролем белорусских спецслужб. В январе 2005 года из Минска был выдворен атташе посольства Павел Крживоглавы, которого белорусские власти обвинили в «растлении несовершеннолетних».
 
Чешская сторона отвечала симметрично. Статус главы чешского диппредставительства в Минске был также понижен до уровня поверенного в делах, а выдворение чешского дипломата из Минска было сопровождено выдворением белорусского дипломата из Праги.
 
Разморозка отношений произошла в 2009 году. В апреле 2009 года в Минске впервые побывал с визитом министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг. Он встретился с Лукашенко и передал ему приглашение на учредительный саммит «Восточного партнерства» в Праге.
 
При этом чешские официальные лица не горели желанием видеть там белорусского президента, поэтому был найден компромисс, устраивавший обе стороны. В Прагу прибыли вице-премьер Владимир Семашко и тогдашний глава белорусского внешнеполитического ведомства Сергей Мартынов, которые от имени Беларуси приняли участие в запуске новой программы ЕС.
 
Беларусь и Чехия также расширили взаимодействие по парламентской линии. В 2009 году чешское правительство сочло целесообразным повысить статус главы дипмиссии в Минске до уровня чрезвычайного и полномочного посла. В 2010 году аналогичное решение было принято в Минске.
 
После брутального финала белорусских президентских выборов 2010 года чешская сторона вновь ограничила общение с официальным Минском. Впрочем, как и в прежние годы, полного разрыва отношений не произошло.
 
Стороны сохранили высокий уровень дипломатического представительства. Было продолжено совершенствование договорно-правовой базы двусторонних отношений. Также продолжали проводиться заседания межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, созданной в 2009 году.
 
Принципиальных изменений в характере двусторонних отношений не произошло и после первых всенародных президентских выборов, состоявшихся в Чехии в начале нынешнего года. Это неудивительно, поскольку чешская политическая элита оценивает белорусскую проблематику практически с единых позиций (исключение составляют лишь представители левых радикалов, которые занимают маргинальное положение на чешской политической сцене). Чешский подход заключается в демонстративном неприятии белорусских политических реалий при одновременном сохранении контактов в области бизнеса.
 
Сложные политические отношения не помешали наращиванию объемов двусторонней торговли. В 2001-2008 годах белорусско-чешский товарооборот увеличился с 92,6 млн. до 440,9 млн. долларов, в 2009 году сократился до 296,8 млн. долларов, в 2010 году увеличился до 407,1 млн., в 2011 году достиг 465 млн. долларов. Однако рекорд 2011 года был превзойден в прошлом году: за 11 месяцев объем белорусско-чешской торговли превысил 500 млн. долларов.
 
В торговле с Чехией Беларусь сохраняет отрицательное сальдо. В 2001 году объем белорусского экспорта в Чешскую Республику составил 35,4 млн. долларов, в 2008 году — 104,9 млн., в 2009 году — 58,6 млн., в 2010 году — 90,2 млн., в 2011 году — 111 млн., за 11 месяцев прошлого года — 125,1 млн. В свою очередь, импорт из Чехии в 2001 году составил 57,2 млн. долларов, в 2008 году — 336 млн., в 2009 году — 238,2 млн., в 2010 году — 316,9 млн., в 2011 году — 354 млн., за 11 месяцев прошлого года — 381 млн.
 
Беларусь экспортирует в Чехию тракторы, нефтепродукты, калийные удобрения, скрученную проволоку из черных металлов без электрической изоляции, комплексные синтетические нити, трубы, полиамиды, металлопродукцию из черных металлов, игрушки, продукцию лесопереработки, фанеру, химические волокна и нити, шины, оптическую продукцию.
 
За последние годы расширились поставки в Чехию белорусских алюминиевых металлоконструкций, металлопродукции, запасных частей для автомобилей и тракторов, нетканых материалов, изолированных проводов и кабелей, мебели, топливной древесины и лесоматериалов, стекловолокна, полиамидов, проволоки и прутков из нелегированной стали, химической продукции, льняных изделий.
 
Из Чехии в Беларусь поступало преимущественно оборудование для предприятий и транспорта.
 
Чехия помогает Беларуси реализовывать проекты в области энергетики. При содействии чешских фирм осуществлялись модернизация Гродненской и Полоцкой ГЭС, добыча и переработка торфа в Брестской области. В нынешнем году белорусская делегация была ознакомлена с опытом функционирования АЭС в чешском городе Темелин. Чешская сторона готова принять участие в производстве высокотехнологичного энергетического оборудования, расширить сотрудничество в области возобновляемых источников энергии.
 
В последние годы стороны пытались расширить инвестиционное сотрудничество, однако результаты нельзя назвать впечатляющими. Наиболее интересным из совместных инвестиционных проектов является организация сборки белорусских тракторов в Чехии, договоренность о которой была достигнута в прошедшем году.
 
Расширение двустороннего товарооборота, заинтересованность белорусской стороны развивать сотрудничество в области энергетики и других сферах дают основания предположить, что Минск постарается избежать конфронтационных выпадов в адрес Чехии. Однако полностью исключить такой сценарий нельзя.
 
В целом же политический диалог между Минском и Прагой будет пока сохраняться в замороженном состоянии ввиду абсолютного несовпадения ценностных подходов сторон и их нежелания поступаться принципами.
 
  

  • Интересная позиция двух стран. Хоть и не самый яркий двух государств. Складывается впечатление что Чехию волнует мнение ЕС на отношения с Беларусью. На что получает довольно острые ответы от Беларусии. Стоит подумать обо всех " + и - " и придти к обоюдному согласию. Ведь выгоду найдут в итоге обе стороны.