Запоют ли белорусы новый старый гимн?



Марат ГОРЕВОЙ



Что такое государственный гимн? Это взгляд народа на самого себя. Это музыка, при исполнении которой хочется встать: там должны быть честь, достоинство и национальная гордость. Так считает известный белорусский певец и режиссер Виктор Скоробогатов.





Что же власти хотят предложить ныне белорусам в качестве "официально утвержденной звуковой эмблемы государства" (так определяют это понятие энциклопедии)?





Сначала — экскурс в историю. 24 сентября 1955 года указом Президиума Верховного Совета БССР был утвержден государственный гимн, текст которого написал Михась Климкович, а музыку сочинил Нестор Соколовский. После провозглашения независимости Беларуси стала исполняться только музыка гимна (текст безнадежно устарел). Вопрос о новом песенном символе страны обсуждался депутатами Верховного Совета XII созыва в 1992—1994 годах. Однако специальная комиссия, созданная в то время для решения проблемы, так и не пришла к согласию.





Новая комиссия по проведению конкурса на создание текста и музыки государственного гимна была утверждена распоряжением премьер-министра от 3 января 2002 года. Ее возглавил вице-премьер Владимир Дражин. Заметим, что в состав комиссии не вошел ни один известный поэт. "Возможно, они собираются делать гимн без слов", — так прокомментировала ситуацию председатель Союза белорусских писателей Ольга Ипатова.





Между тем 11 марта в Минске представители оппозиционной общественности утвердили в качестве белорусского национального гимна молитву "Магутны Божа" ("Могучий Господи"). В этот же день текст и музыка произведения были переданы в комиссию по проведению конкурса. Но среди произведений, прошедших во второй тур, молитвы "Магутны Божа" не оказалось…





Наконец, варианты, прошедшие сквозь сито отбора, предложили народу. С 6 по 9 июня на белорусском радио и телевидении периодически звучали работы, допущенные в финальную часть конкурса. Кроме того, в газете администрации президента "Советская Белоруссия" от 7 июня были опубликованы пять текстов. При этом общественность так и не узнала, когда и при каких обстоятельствах был допущен к участию в конкурсе вариант текста к музыке Нестора Соколовского, написанный начальником главного идеологического управления президентской администрации Иваном Корендо.





Вечером 10 июня комиссия на своем заседании рекомендовала для утверждения мелодию действующего гимна, сочиненную Нестором Соколовским, и стихи Михася Климковича и Владимира Каризно. По словам вице-премьера Владимира Дражина, решение было принято с учетом результатов интерактивного опроса, в котором участвовали около 119 тысяч человек. Опрос проводился во время исполнения по радио и телевидению всех пяти предложенных вариантов гимна.





Ректор Белорусской академии музыки, член комиссии по проведению конкурса на создание гимна Михаил Казинец отметил, что ему импонирует теплота и искренность сочинения "Радзіма мая дарагая" ("Родина моя дорогая"), которое тоже участвовало в конкурсе. "Однако, учитывая симпатии слушателей, высказанные в телефонных звонках и телеграммах, я поддержал решение большинства членов комиссии. Мне кажется, что раз большинству людей нравится привычная мелодия гимна, которая на слуху, то и менять ничего не надо", — сказал музыкант.





Председатель Белорусского союза композиторов Игорь Лученок отметил, что ему нравятся все предложенные к конкурсу произведения, но "уже есть гимн Нестора Соколовского, который является поистине славянским и белорусским по своей интонации".





Но так считают далеко не все специалисты. Например, известный белорусский музыкант и краевед Алексей Фролов скорбно констатировал, что "старая мелодия государственного гимна с новыми словами вполне соответствует переживаемому страной трагическому периоду истории. У свободной и независимой Беларуси есть два исторических гимна — "Мы выйдзем шчыльнымі радамі" ("Мы выйдем сплоченными рядами") и "Магутны Божа", которые определяют борющуюся и духовную сущность белорусского народа. Одобренный же текст нового гимна напоминает официальный заказ, ибо представляет собой некие комбинации знакомых слов, некие заклинания…".





Такая вот получилась история с гимном. И то не вся. Следует добавить, что по итогам интерактивного опроса сочинение Соколовского на слова Климковича и Коризно оказалось только третьим по популярности (21,6 процента голосов). Но именно оно — как наиболее "советский" вариант гимна, близкий по духу гербу и флагу страны — было выбрано комиссией в результате несложного маневра. Его суть раскрыл министр информации Михаил Подгайный: "Вскоре после начала подсчета голосов стало ясно, что явным фаворитом будет гимн на музыку Соколовского. Поэтому мы сложили все голоса, поданные за три варианта текста на эту музыку, и в итоге получили, что за гимн Соколовского проголосовало 42,3 процента опрошенных".





Это называется — "что и требовалось доказать". Сейчас же до принятия нового государственного гимна остался последний шаг. Глава государства должен утвердить текст и музыку до 3 июля — Дня независимости.





Правда, еще остается вопрос: а запоют ли новый старый гимн белорусы?