Белорусским инвалидам может помочь социальный заказ

Еще одна головная боль представителей общественных организаций Беларуси — планируемое увеличение арендной платы за помещения...

3 декабря во всем мире отмечается Международный день инвалидов, который был провозглашен 14 октября 1992 года Генеральной ассамблеей ООН в конце Десятилетия инвалидов, проходившего с 1983 года.

Инвалид просит милостыню: photo.bymedia.net

Проблемы инвалидов во всем мире очень похожи. Нехватка рабочих мест, негативное отношение к их трудоустройству и непредоставление им соответствующих возможностей. Жизнь людей с ограниченными физическими возможностями трудна везде. Денежные пособия недостаточны. Возможности для перемещения и безбарьерная среда оставляют желать лучшего.

При этом председатель общественного объединения «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» (БелАПДИиМИ) Елена Титова в интервью «Белорусским новостям» заметила, что структура поддержки инвалидов в Беларуси вполне дееспособна.

Тем не менее, остается проблемой отсутствие психологов в родильных домах. В помощи таких специалистов нуждаются женщины, которые рожают детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. На этот счет Елена Титова говорит: «В белорусских роддомах выполняют свою главную задачу — оказывают медицинскую помощь ребенку. Хотя в некоторых роддомах психологи все же стали появляться, штат роддомов, детских больниц не предполагает поддержку матерей. По большому счету она остается со своей проблемой один на один. Многие, испытав шок при рождении больного ребенка, отказываются от него».

По оценкам специалистов ВОЗ, 470 миллионов людей трудоспособного возраста — инвалиды. Во всем мире показатели безработицы среди людей с ограниченными физическими возможностями гораздо выше аналогичных показателей среди общего населения.

Между тем, «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» уже третий год реализует проект «Семья для каждого ребенка». Он направлен на предупреждение отказа в больнице от ребенка с психофизическими особенностями в развитии (легкой и умеренной степени) в возрасте до 12 месяцев и предотвращение последующего его определения в государственные детские учреждения (дома ребенка). В течение этого времени специалисты БелАПДИиМИ работали с роженицами и помогали им выжить в тяжелой ситуации и принять своего ребенка.

«К сожалению, — говорит Елена Титова, — проект заканчивается. Наши партнеры из Великобритании не готовы его продолжить. Государство не готово нас поддержать. В результате, боюсь, что знания обученных специалистов применяться не будут, и возможно, какой-то ребенок, который мог бы, благодаря их помощи, воспитываться в семье, окажется в доме ребенка».

За пределами роддома, считает Е. Титова, за последние пять лет ситуация кардинально изменилась и в лучшую сторону: «По всей стране теперь работают структуры Министерства образования — центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которых в стране более 140. На данный момент это самое лучшее, что есть у нас по оказанию помощи детям-инвалидам. Одно из достижений последнего времени — это то, что все дети в Беларуси, независимо от тяжести диагноза, считаются обучаемыми».

При центрах по месту жительства семьи созданы классы для очень тяжелых детей, не способных заниматься даже в специализированных классах. Если раньше дети с умственными ограничениями, инвалиды-колясочники могли обучаться только на дому, теперь они получили возможность общаться со сверстниками. Теперь становится все больше центров, в которые организуется доставка детей. Кроме того, организовано и обслуживание на дому.

Благодаря такой поддержке многие родители смогли выйти на работу, повысить уровень жизни своих семей, улучшился морально-психологический климат семей, считают в БелАПДИиМИ.

Однако помощь государства больным детям контрастирует с поддержкой инвалидов, достигших 18 лет. Елена Титова надеется, что в ближайшие годы в Беларуси создадут систему комплексной господдержки инвалидам, достигшим 18 лет. Одним из важных моментов она считает создание центров дневного пребывания инвалидов, ставшее возможным с принятием 17 сентября постановления Министерства труда и социальной защиты от № 114, утвердившего «Примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения». В постановлении речь идет также об отделениях дневного пребывания.

В Беларуси в настоящее время трудовые пенсии получают 510,4 тыс. инвалидов (в том числе пенсии по инвалидности — 289,2 тыс. человек). Получателями социальных пенсий являются 52 тыс. инвалидов (из них 26,2 тыс. детей в возрасте до 18 лет). В ноябре 2007 года средний размер трудовых пенсий по инвалидности составил Br 299,3 тыс.

Тем не менее, проблема с очень тяжелыми больными остается. «Белорусские новости» рассказывали о минском Центре для тяжелобольных детей и людей, достигших 18 лет «Остров надежды», который недавно обратился к общественности за помощью. Е. Титова говорит на этот счет: «Мы, родители детей с ограниченными возможностями, очень обеспокоены их будущим. Естественно, мы не молодеем, сил у нас становится все меньше. Дети же растут, от этого не становятся более взрослыми и не способны себя обслуживать».

В этой же цепочке и ситуация с пенсионным обслуживанием инвалидов. Елена Титова рассказала о ней, ссылаясь на опыт своего 16-летнего сына, инвалида IV группы (самая тяжелая для детей): «Пенсия сына и мое пособие по уходу за ним составляют сегодня 300 тысяч. Инвалиды I группы после 18 лет получают пенсию порядка 140 тысяч, а пособие по уходу около 40 тысяч. Таким образом, мы, при условии, что я не буду работать, можем рассчитывать на 180 000 белорусских рублей. Характерно, что на памперсы, в которых постоянно нуждается мой ребенок, уходит в месяц примерно 60 000 рублей».

Еще одна головная боль Елены Титовой и представителей общественных организаций Беларуси — планируемое увеличение арендной платы за помещения, занимаемые общественными организациями (теперь ОО имеют определенные льготы). Напомним, что 23 октября 2007 года принят указ президента № 533 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 года и от 4 августа 2006 года № 498». Исходя из документа, который вступает в силу 24 апреля 2008 года, арендная плата за помещения для общественных организаций значительно повысится. «Если такое случится, мы просто не сможем работать», — говорит председатель БелАПДИиМИ.

Как бы ни старались общественные организации облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями, каждая семья имеет свои проблемы, о которых здоровые люди даже не задумываются. Например, что мы знаем об ортопедической обуви? Е. Титова говорит, что для привлечения внимания общественности к проблеме такой обуви стоит сделать выставку ботинок, в которых ходят дети-инвалиды: «Правда, это могло бы быть очень показательным, но, времени не хватает заняться. Очень простой пример. Ребенку покупается зимняя обувь, которая предоставляется государством бесплатно. Стоимость ее — 300 000 рублей. Таким образом, государство компенсирует эти средства производителю, Белорусскому протезно-ортопедическому восстановительному центру. Носить обувь этого производителя тяжело, иногда очень больно. Альтернативы у многих нет. В магазине ребенку, одна нога у которого имеет 39-й, другая 43-й размер, купить невозможно. При этом в Литве производят ортопедическую обувь гораздо более качественную. Я не понимаю, почему наши специалисты не учатся у соседей, не перенимают технологии».

Этот пример руководитель «Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» привела в качестве иллюстрации того, что люди, работающие и живущие рядом с теми, кто имеет ограниченные возможности, знают, как сделать так, чтобы им жилось лучше. Во всем мире общественные организации, занимающиеся проблемами детей-инвалидов, объединяют, прежде всего, родителей таких детей. Они готовы не только ставить вопросы перед государственными структурами, но и помогать решать их. Возможно, этот процесс был бы более продуктивным, если бы в обеспечении защиты инвалидов существовал социальный заказ, считает Елена Титова: «Это означает, что государство, оценивая определенные проекты, их социальную значимость, поддерживало бы их, в том числе материально».

В качестве примера она привела все тот же «Остров надежды», который на протяжении 11 лет осуществляет профессиональный уход за тяжелобольными детьми, многие из которых за эти годы стали взрослыми людьми. «Государство, на мой взгляд, может в таком случае «купить» услуги центра, взяв на себя, например, расходы за содержание помещения, специалистов. Общественная организация, в свою очередь, получит возможность осуществлять свою прежнюю деятельность уже спокойно, без пресса угрозы закрытия», — заключила собеседник «Белорусских новостей».