Гражданское общество Беларуси пытается нащупать зону комфорта
Последние президентские (2015 года) и парламентские (2016 года) выборы примечательны, в числе прочего, и тем, что общественные организации впервые не включились в кампании мобилизации или бойкота. Тенденция последнего времени такова: многие продемократические организации дистанцируются от политики.
Если смотреть со стороны, то ситуация в белорусском гражданском обществе выглядит застывшей на десятилетия. Белорусские граждане в общей массе бедны, поэтому на реализацию общественных проектов деньги жертвуют не очень массово. Вот если в моем ближнем круге человек вдруг оказывается в сложной ситуации, то понимаешь, почему нужно помочь ему или таким же, как он. И какие-то средства находятся, причем не только для помощи детям-инвалидам.
Показательными были «Ангелы солидарности» — массовая инициатива снизу для помощи задержанным, которые пострадали от репрессий против оппозиции после президентских выборов 19 декабря 2010 года. Уже несколько лет Андрей Стрижак собирает среди белорусов средства для оказания медицинской, гуманитарной помощи мирным жителям в зоне Антитеррористической операции (АТО) на востоке Украины.
А вот если проект имеет общекультурный или просветительский характер, то тут основная надежда на спонсора или донора. В начале 90-х инициативные люди обивали пороги директоров заводов, министерств и частных фирм (одну из них в околокультурных кругах даже в шутку называли «Дайснова»).
Потом общественники проложили тропинку к западным грантам, выучили слово fundraising. При этом правящий режим испугался призрака «цветных революций» и ужесточил правила получения иностранной безвозмездной помощи, а позднее научился создавать «государственные негосударственные организации» (GONGO — government organized/run non governmental organizations), способные привлекать западные гранты под видом негосударственных организаций (NGO). Государство стремится занять чужую «поляну».
С марта 2016 года власти расширили перечень целей, в которых можно использовать иностранные гранты. При этом речь идет только о политически нейтральных сферах, не создающих неудобств властным структурам, отмечается в Индексе устойчивости организаций гражданского общества Беларуси (CSOSI) — 2015.
Этим шагом правящий режим не только получил «плюсик в карму» с точки зрения Запада, но и усилил контроль над денежными потоками. Западные друзья белорусского гражданского общества обрадовались и начали легально финансировать то, что ранее можно было поддерживать только из-под полы, а в итоге предоставили Департаменту по гуманитарной деятельности Управления делами президента возможность накладывать вето на оплату того или иного проекта.
В итоге у белорусских общественных организаций возникла конъюнктура подавать заявки на поддержку только тех проектов, реализацию которых одобрят власти.
Справка Самые массовые виды деятельности белорусских общественных объединений (база данных доступна на ngo.by) таковы: - спорт, отдых, туризм (12,5%), - социальная защита и реабилитация (11,9%), - благотворительность (8,9%). По состоянию на 1 июля 2016 года в Беларуси зарегистрировано 2695 общественных объединений, из них 226 международных, 725 республиканских и 1744 местных. Около 200 организаций, действующих в Беларуси, зарегистрированы за ее пределами (CSOSI). |
Возможно, так просто совпало, но когда белорусские власти стали открывать возможности для сотрудничества с гражданским обществом, например участвовать на высоком уровне в «Минском диалоге» и «Кастрычніцкім эканамічным форуме», многие представители третьего сектора стали искать компромиссные решения, позволяющие создать зону комфорта для себя и не беспокоить власти.
Автор не берется судить, хорошо это или плохо, но отмечает как явную тенденцию то, что многие общественные организации, которые ранее подчеркивали свой продемократический характер и открыто симпатизировали борьбе с режимом, нынче старательно дистанцируются от оппозиции (или их активисты перетекают во вновь созданные политически нейтральные организации).
Такие изменения, подобно росту травы, происходили незаметно, но есть результаты, которые свидетельствуют о качественных сдвигах. Если на уровне значимых оппозиционных субъектов политики в последние годы возник консенсус отказа от бойкота выборов, то третий сектор почти полностью ушел из этой сферы. Нет, правозащитники все еще организуют наблюдение за выборами, но продемократические организации уже никак себя не проявляют ни в мобилизационной кампании, ни в организации кампании бойкота.
Открытое властями окно возможностей не является синонимом вседозволенности. Сомнительные с точки зрения правящего режима инициативы, типа «Говори правду» или «За справедливые выборы», получили отказ в регистрации, что не мешает их представителям встречаться в личном качестве с чиновниками и депутатами.
При этом никто не снимал с повестки дня уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированных организаций и, как следует из отчета CSOSI, предупреждения по этому поводу выносились членам незарегистрированных религиозных организаций.
Заметным скандалом стала депортация из Беларуси в феврале 2015 года председателя правления Центра правовой трансформации российской гражданки Елены Тонкачевой. Несколько месяцев назад из-за фактического разгрома своей сети был вынужден прекратить проведение в Беларуси регулярных социологических опросов зарегистрированный в Вильнюсе Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ).
При этом другим организациям третьего сектора, конечно, глупо было бы не использовать открывающиеся возможности для работы, даже если это не совсем либерализация.
Важно при этом думать о тылах, об устойчивости и автономности общественных объединений, развитии их социального капитала, что невозможно без активного вовлечения в процесс массы людей. Между тем логика выживания требует поменьше привлекать к себе внимание, что приводит к закрытости некоторых общественных объединений. Они боятся потерять статус лояльных, но при этом своей деятельностью затыкают дыры там, где государство не справляется с выполнением своих обязательств.
Согласно американским политологам Хантингтону и Дайамонду, структуры гражданского общества должны быть свободными не только от контроля со стороны авторитарного государства, но и «в не меньшей степени от доминирования отдельных лидеров, основателей или правящих клик». Однако все упомянутые исследователями пороки в той или иной мере присутствуют в реальной жизни белорусского третьего сектора, что свидетельствует о низкой его автономности и опасной неустойчивости к различным вызовам.
Обсудим?