«Если бы они открыли окно…» Слушается дело об отравлении газом шести человек

В январе прошлого года в Борисове произошла трагедия. В одном доме погибло сразу шесть человек — отравились угарным газом. Обвиняемыми проходят два слесаря аварийно-спасательной службы местного горгаза.

Свою вину они не признают и говорят, что трагедии можно было бы избежать — если бы хозяева открыли окно, если бы они были трезвыми. Родственники погибших во всем винят газовиков.

5 января, в первый день слушаний, в зале суда Борисовского района собралось много людей — потерпевшие, обвиняемые и их родственники. Одна из женщин держит икону, пенсионерки вытирают слезы, когда слышат обвинения.

Обвиняемые Алексей Лукаш (в зеленой куртке) и Александр Чистяков (в желтой куртке)

На скамье подсудимых два человека — 36-летний Алексей Лукаш и 45-летний Александр Чистяков. Оба работают слесарями в аварийно-спасательной службе Борисовского горгаза. «Не понимаю, в чем меня обвиняют. И вину не признаю»,— сказал сначала один фигурант, а потом и второй.

 

Если кто-то мылся в ванной, нужно было караулить огонь в котле

Трагедия произошла 26 января 2016 года в доме по улице Днепровской. «Дом 1978 года,— говорят местные. — Военные его строили». Горячей воды нет, поэтому жители используют водонагреватели — газовые котлы.

Тот самый дом по улице Днепровской. Фото ex-press.by

В квартире № 4 жила семья Александра Булая. По словам родных, он был военным, служил в Печах. Там же работала его супруга Алла — поваром. В семье было двое детей — 17-летняя Полина и 10-летний Миша.

«Обыкновенная семья. Отношения у них по-разному складывались. Но детей никто не обижал. Что могли, покупали. Как могли, воспитывали», — говорит сестра Аллы Екатерина, которая сейчас проходит потерпевшей по делу.

Она отмечает, что погибшая жаловалась ей на состояние здоровья. «Говорила, что голова болит, чувствует сонливость. Но она связывала это с работой — ей нужно было рано вставать, — рассказала родственница. — Начались проблемы со здоровьем и у Полины. В 2015 году у нее из носа шла кровь, обращались к врачу. Но там всё списали на переходный возраст».

Больше деталей сообщила сестра Александра Наталья Булай, она жила по соседству: «Последние полгода Алла говорила, что все время хочет спать. Я это связываю с тем, что у них неисправна была газовая колонка. Об этом жена брата мне тоже рассказывала».

В показаниях женщины, которые она дала следствию, отмечено, что Алла даже просила, чтобы сын по выходным мылся у бабушки и дедушки, потому что дома гаснет колонка.

«Если Миша был в ванной, Алла должна была сидеть на кухне и следить, чтобы не погас огонь, — пояснила потерпевшая. — Когда я была у них дома, обратила внимание, что у них пламя другого цвета, не такое, как у нас дома. У нас ведь тоже водонагреватель стоит».

Судья Алексей Болотов уточнил у Натальи Булай, разъясняли ли ей как пользователю газового котла, как им правильно пользоваться. Женщина заявила, что не объясняли.

«А вы сами читали инструкцию, которая идет вместе с котлом?» — спросил судья.

«Не читали, зачем? У нас же всю жизнь колонка стоит!» — пояснила потерпевшая.

«Это чисто русский подход, — заметил судья. — Всю жизнь живете с колонкой, но инструкцию к ней ни разу не читали».

Женщина пояснила: после трагедии им объяснили, что включать колонку можно только, если открыта форточка на кухне. «Раньше никто нам этого не говорил»,— настаивает она.

Государственный обвинитель

По версии следствия, неисправность газовой колонки привела к тому, что угарный газ распространился по квартире, где жила семья Булай. Неисправность заключалось в том, что на поверхностях котла был мусор, жир и грязь — в 30 раз выше нормы. Почистить устройство должны были газовики. Но поскольку они этого не сделали, произошла трагедия.

Однако у обвиняемых своя версия.

 

Можно ли было избежать трагедии?

Обвиняемый Алексей Лукаш заявил, что 22 декабря выезжал по заявке в дом по улице Днепровская, 6. В заявке было указано, что из колонки капает конденсат. По приезду специалист обнаружил, что капли воды образовывались на микровыключателе.

Исправив поломку, Лукаш, по его словам, убедился, что колонка нормально работает, дополнительно проверил тягу и разъяснил хозяйке квартиры, что когда колонка работает, обязательно должна быть открыта форточка.

«Если бы у меня были сомнения, я бы перекрыл газ — это точно», — подчеркнул слесарь.

Его коллега Александр Чистяков прибыл по вызову в ту же квартиру на следующий день. На этот раз в заявке было указано, что колонка то работает, то не работает. По его словам, вентиляционная решетка на кухне была запылена.

«Хозяйка сказала, что ее уже предупреждали, что следует убрать», — уточнил обвиняемый. Он настаивает, что проверил, есть ли в комнате утечка газа. «Всё было в норме, в том числе и тяга», — подчеркнул Чистяков.

Родные погибших не отрицают, что вентиляционная решетка действительно была грязная.

«Алла работала поваром в воинской части, за порядком особо не следила. Я говорила, чтобы она почистила решетку. Но она отвечала, что не мое это дело. Года два она была грязная — жир, пыль, паутина. Полина на мои слова тоже не обращала внимания, все время сидела за компьютером», — заявила следствию Наталья Булай.

Позиция защиты основывается на том, что трагедия произошла в результате того, что, во-первых, в квартире № 4, где жила семья Булай, произошло опрокидывание тяги. А во-вторых, отсутствовала нормальная вентиляция. Это привело к тому, что угарный газ попал в помещение.

Загрязнение, по мнение обвиняемого Лукаша, могло образоваться, пока колонка работала вхолостую — жертвы уже потеряли сознание, выключить прибор было некому.

«Если бы было открыто окно, как это требуется по правилам, трагедии можно было бы избежать, — считает Алексей Лукаш —Угарный газ по вентиляционной шахте мог попасть в другие квартиры».

Он также обратил внимание, что когда на доме, где произошло ЧП, делали ремонт кровли, были установлены неправильные вентиляционные козырьки. Это также могло повлиять на негативный исход аварии.

В суде также выступила соседка погибших. По ее словам, в день трагедии она почувствовала в туалете неприятный запах.

«Сын и муж тоже обратили внимание. Тяжело было сделать большой вдох,— пояснила она. — Сын сравнил этот запах со взорвавшимися петардами, муж — с выхлопными газами от мотоцикла, а мне показалось, что пахнет, как в павильонах, которые отапливают газовыми грелками. Но в самом подъезде подозрительного запаха не было, поэтому я не стала никуда звонить».

Когда женщина вернулась домой после работы, узнала, что погибли соседи с третьего этажа — супружеская пара пенсионеров. Их обнаружил сын.

«Потом милиционеры спрашивали у нас, как попасть в квартиру № 4, на втором этаже, потому что там никто не открывал», — вспомнила соседка.

Когда спасатели смогли попасть в ту самую квартиру, они обнаружили еще четыре тела. Младший ребенок был в ванной, мать — на кухне.

«Наверное, Миша пошел мыться, а Алла сидела на кухне, контролировала колонку», — предположила родственница погибших.

 

«Это несчастный случай»

Суду еще предстоит разобраться, правильно ли действовали газовики в той ситуации — могли ли они предотвратить беду. Пока же им предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности (ч. 2 ст. 144 УК). Кстати, изначально уголовное дело было возбуждено по факту служебной халатности (ст. 428 УК).

«Это несчастный случай, — настаивает Александр Чистяков. — Если бы было открыто окно, если бы нормально работала вентиляция, если бы люди не были выпившими…»

Кстати, после той страшной трагедии газовикам выдали специальное оборудование, при помощи которого они сейчас могут проверять тягу и утечку. До этого использовали простую спичку или мыльный раствор. И до жителей дома по улице Днепровской наконец-то довели, что если работает газовый котел, форточка на кухне должна быть открыта.

 

  


  • вот этот чисто русский пофигизм..."зачем читать" техническую инструкцию, прилагаемую к изделию и есть первый виновник трагедии. А так же .."почему я должна чистить решетку вентиляции" в собственной квартире .. второй виновник трагедии. Уважаемые! А кт о же за вас будет читать и чистить ваши решетки.Это не обязанность слесаря газовика