ГУЛАГ или надежда? Милиции отдадут колхоз для реабилитации заключенных

Министерство внутренних дел разрабатывает новый закон о социальной реабилитации заключенных. В рамках этой работы возникла идея создать в структуре МВД сельскохозяйственное предприятие для трудоустройства бывших осужденных.

«Бывшие осужденные получат возможность успешной ресоциализации. Во-первых, трудоустройство будет способствовать снижению рецидива. Во-вторых, поможет людям влиться в общество, получать зарплату, строить семьи, растить детей, выплачивать иски», — цитирует главу МВД Игоря Шуневича БEЛТА.

В качестве экспериментальной площадки выбрано хозяйства «Хутор-Агро» в Светлогорском районе, которое 15 августа посетил министр внутренних дел. Его хотят передать из коммунальной в собственность МВД. Сейчас готовятся соответствующие документы. Вся продукция, произведенная в хозяйстве, пойдет на нужды милиции и армии.

Если эксперимент будет успешным, то его планируют внедрить и в других регионах Беларуси. «От успеха работы здесь будет зависеть дальнейшее распространение проекта. Если все получится, то данный опыт переместим на все территориальные управления внутренних дел, кроме Минска», — отметил Игорь Шуневич.

 

«Всем людям должны давать шанс!»

Предприятие «Хутор-Агро» было создано в июле 2016 года путем реорганизации Светлогорского агропромышленного управления ПО «Белоруснефть». Площадь сельхозугодий составляет более 3 тысяч га. В хозяйстве насчитывается 1 970 голов крупного рогатого скота, из них 617 голов дойного стада, а также 2 800 голов свиней. На предприятии работает более 200 человек. Основным видом деятельности является производство мяса и молока, зерна и кормов.

Директор КСУП «Хутор-Агро» Виктор Бусел считает, что их хозяйство выбрали в качестве экспериментальной площадки не случайно.

«Наше хозяйство выбрали, потому что у нас на сегодняшний день более-менее нормальные показатели. Мы никому не должны. Сами зарплату платим», — говорит Виктор Бусел.

Когда предприятие находилось под управлением «Белоруснефти», то его месячная выручка составляла 1,4-1,7 млрд неденоминированных рублей, сейчас она достигает 3,5-4 млрд неденоминированных рублей.

Средняя зарплата за шесть месяцев этого года составила 536 рублей. Трактористы и комбайнеры получают от 600 до 1400 рублей, доярки — от 400 до 1000 рублей.

Как считает Виктор Бусел, передача хозяйства в собственность МВД положительно отразится на его работе, поскольку «Хутор-Агро» получит гарантированные рынки сбыта.

«Деньги мы должны зарабатывать сами, но смысл в том, чтобы были рынки сбыта», — отмечает директор.

Он положительно относится к тому, что на предприятии будут работать бывшие заключенные. «Нам какая разница! Всем людям должны давать шанс! Если увеличится производство, нам же будут нужны дополнительные руки», — говорит собеседник.

При этом он предполагает, что в хозяйство попадет не каждый, правоохранительные органы все-таки будут проводить отбор. «Насколько я понимаю, все будет фильтроваться», — считает Виктор Бусел.

 

В первую очередь в колхоз отправят людей из ЛТП и «химии»

В краткосрочной перспективе для работ в «Хутор-Арго» будут привлекать тех, кто находится в ЛТП № 1 в Светлогорске, объяснил Naviny.by начальник управления информации и общественных связей МВД Константин Шалькевич. Также на территории Гомельской области находится четыре учреждения открытого типа, где отбывают срок так называемые «химики». Их тоже будет привлекать к работам.

«В перспективе и их туда планируют привозить, если, условно говоря, не хватит ЛТПэшников», — говорит Константин Шалькевич.

В будущем в работах на предприятия могут быть задействованы бывшие осужденные, которые будут проживать на близлежащей территории. «Сами будут просить или мы им будем предлагать. В плане ресоциализации после выхода из мест лишения свободы такая форма также будет предусматриваться», — рассказывает начальник управления информации и общественных связей МВД.

По его словам, предприятие будет находиться в ведении Департамента исполнения наказаний (ДИН) МВД. Кто им будет руководить, определят позже.

«Это могут быть разные формы управления. Могут, собственно говоря, директора и по договору нанять. Возможно, кто-то из района сможет возглавлять это предприятие. Но подчиняться оно будет руководству Департамента исполнения наказаний. Кто бы там ни был руководителем, условно говоря, отчитываться он будет перед начальником Департамента», — отмечает Константин Шалькевич.

 

«Гэта ўсё ідзе ў рэчышчы гулагаўскай ідэалогіі»

Директор социально-информационного учреждения «ТаймАкт», которое занимается защитой прав осужденных, Василий Завадский считает ресоциализацию нужной и правильной идеей.

«І тое, што МУС гэтым заклапацілася, таксама лагічна, таму што каля 40% злачынстваў  здзяйсняюць раней асуджаныя людзі. Але якім чынам гэта будзе ажжыцяўляцца і тое, што МУС будзе займацца гэтым калгасам, шчыра кажучы, выклікае сумневы [у эфектыўнасці, — говорит Василий Завадский.

Во-первых, он сомневается, что бывшие осужденные захотят работать в таком колхозе.

«Вельмі малы працэнт жадае працаваць. І матывацыя да працы — гэта вялікая праблема. А наколькі эфектыўная прымусовая праца, мы ведаем», — отмечает Василий Завадский.

Во-вторых, для работы в сельском хозяйстве нужны специалисты, а заключенные, как правило, не обладают необходимыми навыками.

«Ні збажына сама па сабе не расце, ні скаціна. Трэба, каб там працавлалі спецыялісты. А людзі, якія знаходзяцца ў месяцах пазбаўлення волі і маюць патрэбу ў рэсацыялізацыі, найчасцей не маюць спецыяльнасці. І выкарыстоўваць іх якраз такі на такіх простых сельскагаспадарчых працах — гэта нармальная ідэя, але як гэта будзе ажыццяўляцца, вялікае пытанне», — говорит руководитель «ТаймАкт».

В свое время он работал начальником медицинкой службы ДИН МВД, и подобная идея уже возникала, но в итоге от нее отказались, как он считает, по вышеназванным причинам.

«Карацей кажучы, праца як элемент рэсацыялізацыі — гэта вельмі істотна і правільна, але тое, як гэта мяркуецца ажжыцяўляць, цалкам саўковы падыход. Гэта ўсё ідзе ў рэчышчы гулагаўскай ідэалогіі. Тут, на жаль, найменш думаюць пра тых людзей, якіх мяркуецца там працаўладкоўваць. Пра іх чалавечую годнасць, жаданне працаваць. Такія праблемы наскокам не вырашаюцца. Гэта вельмі шматгранная і глабальная задача. Яна мусіць вырашацца, але у рамках глабальнай рэформы пенетыцыярнай сістэмы», — подытоживает Василий Завадский.