Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Налоги и администрация

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

Наладить фискальную систему можно и нужно не только через корректировку налоговых ставок, но и через улучшение администрирования в этой сфере.

Вынесенный на обсуждение проект закона по вопросам налогообложения Беларуси не предусматривает серьезных изменений и, с одной стороны, идет в русле программы социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы, с другой — игнорирует основные предложения бизнеса, направленные на финансовое оздоровление субъектов хозяйствования.

Возможно, органы власти все же прислушаются к предложениям предпринимателей о переходе на уплату налогов по факту поступления выручки (а не авансом) и расширении применения упрощенной системы налогообложения, снижении НДС для повышения конкурентоспособности белорусских товаров и услуг и т.д.

Со своей стороны отметим, что бизнес и граждане вместе с налоговой несут еще и административную нагрузку, которая зависит от качества администрирования в данной сфере.

О внимании к этой проблеме со стороны Министерства по налогам и сборам говорит ряд инициатив ведомства, в частности, возможность открытия электронного «личного кабинета» плательщика и подачи электронной декларации и заявки на получение документов из инспекции, просмотра поданных ранее деклараций, записи на прием к руководству инспекции, оплаты налогов через интернет-банкинг.

Кроме того, с 1 сентября по приказу МНС реорганизуются и объединяются некоторые районные налоговые инспекции; при инспекциях создаются отделы по работе с плательщиками. Тут важно, чтобы в результате реорганизации не просто сократилась численности сотрудников, а были усовершенствованы принципы и технология работы.

Экономическое развитие существенно зависит от качества администрирования, так как оно влияет на деятельность предприятий, граждан и государственных органов. И налоговая система является одной из наиболее проблемных сфер.

Сразу надо отметить, что согласно международным оценкам, Беларусь значительно улучшила свои позиции. Так, в рейтинге Всемирного банка по вопросам налогообложения (Paying Taxes) к 2017 году Беларусь поднялась на 99-е место (с 183-го в 2011 году) из 190 экономик мира.

Дальнейшее упрощение и повышение эффективности налоговой системы напрямую связано с сокращением административной нагрузки на бизнес и соответствующих расходов.

Опыт многих стран, в первую очередь Дании, Швеции, Нидерландов и Великобритании, показывает, что систематическое определение отдельных административных расходов, в частности расходов на выполнения обязанностей по представлению требуемой информации, и их уменьшение — реалистичная задача. Инструментом для этого является модель стандартных затрат (Standard Cost Model — SCM).

SCM фокусируется не на политике (например, фискальной), а на административных действиях, которые возникают вследствие ее проведения, и помогает рассчитать затраты на единицу административной деятельности. В денежном выражении такие расходы равны произведению стоимости затраченного времени, количества организаций и частоты процедуры и в национальном масштабе представляют значительные суммы.

Модель стандартных затрат показала свою эффективность во многих странах Европы, и еще в 2013 году СИМПА предложила использовать ее для расчета и уменьшения административной нагрузки налоговой системы в Беларуси.

В принципе, SCM применима к любым административным процедурам и позволяет заранее оценить их общую стоимость для целевых групп и целесообразность.

Тут важно понимать, что добросовестное исполнение законов — это работа не только государственных служащих, а всех граждан и организаций. Это трудочасы бухгалтеров, юристов, руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей, председателей некоммерческих ассоциаций и т.д. Это время и деньги, которые могут и должны приносить стране реальную пользу, а не складываться в пыльные папки с ненужными отчетами.

Поэтому так важно ответственно подходить к подготовке законопроектов, заранее оценивать их эффект и стоимость реализации, учитывать мнения всех, кого они касаются.

Правительства некоторых стран создали усовершенствованные открытые калькуляторы с применением SCM. Например, в Австралии Мера регуляторной нагрузки онлайн рассчитывает затраты на соблюдение нормативных предписаний для бизнеса, физических лиц и общественных организаций, используя методологию калькуляции затрат на основе стоимости отдельных видов деятельности.

Не будет лишним использовать аналогичный инструментарий для оценки как предложенных МНС изменений в Налоговый кодекс, так и проектов НПА о развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу в Беларуси.

Также будет полезна системная ревизия действующих нормативных актов, устанавливающих требования по регистрации, сертификации, отчетности и т.п. и не только в бизнес-сфере. Например, в России президент утвердил перечень поручений о мерах по снижению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности; в США конгресс обсуждает законопроект о выявлении и удалении нормативных актов, создающих ненужную административную нагрузку.

Тогда и процедура налогообложения в стране будет максимально комфортной для бизнеса и будет гарантировать реализацию законных интересов государства, как недавно сказал наш министр по налогам и сборам. А мы добавим, что налоговые инспекторы и другие госслужащие, граждане и организации смогут рациональнее использовать свое время.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».