Распределили почти всех. Как вузам это удалось?

В этом году вузы не смогли трудоустроить лишь порядка трехсот выпускников из более чем 24 тысяч.

По данным Министерства образования, в этом году первое место работы получили 98,9% выпускников-бюджетников. Как удалось добиться такого высокого показателя, если конкуренция среди работников сегодня высока, как никогда, а выпуск из вузов был двойной?

Фото pixabay.com

 

Танцуют почти все

В 2017 году было распределено 24 тысячи выпускников вузов, что на 5,2 тыс. больше чем годом ранее. Рост числа молодых специалистов объясняется тем, что во многих вузах в этом году был двойной выпуск из-за сокращения сроков обучения по ряду специальностей. Вузы окончили 24,3 тыс. человек, что на 4,7 тыс. больше, чем в 2016 году, рассказала консультант главного управления профессионально образования Министерства образования Ольга Мущинская.

Первое место работы получили 98,9% выпускников-бюджетников, подлежавших распределению (в 2016-м было распределено 96%). По словам чиновника, свободный диплом, освобождающий выпускника от отработки в течение двух лет после окончания вуза, выдавался в единичных случаях. Например, когда выпускнику не могли предоставить работу по специальности в населенном пункте, где проживает жена или муж.

Кроме того, по их желанию были распределены 1,2 тыс. платников дневной формы обучения, сказала Мущинская: «Не было случаев, когда платник обращался за первым рабочим местом и не получил его».

Между тем проблема неравных прав выпускников в зависимости от того, учились они платно или нет, существует. Как правило, выпускники-платники ищут себе работу сами и при этом не получают статуса молодого специалиста, который дает ряд гарантий.

Минобразования демонстрирует удовлетворенность результатами распределения. Несмотря на то, что на рынке труда наблюдается конкуренция среди работников и снижение спроса на них со стороны работодателей, «практически все выпускники распределены, и результаты распределения остаются стабильными», отметила Ольга Мущинская.

 

Медикам найти работу проще

Проблем с распределением нет у медиков. В Беларуси система подготовки врачей такая, что первое рабочее место получают все молодые специалисты.

Начальник управления кадровой политики учреждений образования Министерства здравоохранения Ольга Маршалко утверждает, что процесс распределения в медицинских вузах идет открыто, ведется видео- и аудиозапись.

Ситуация отличается от той, которая была ранее. В 2009 году в Белорусском государственном медицинском университете разгорелся скандал из-за вмешательства Минздрава в процесс распределения, а с ректором Павлом Беспальчуком, который обнародовал проблему, Минздрав не продлил контракт.

Теперь же, утверждает Ольга Маршалко, в случае возникновения каких-то вопросов со стороны работодателя или молодого специалиста, есть возможность перераспределиться.

Особое внимание уделяется трудоустройству талантливой молодежи — «выпускникам, которые показали высокие результаты, предоставляется такое место работы, где они смогут себя как можно лучше реализовать».

Еще в 2011 году Naviny.by писали о Людмиле Колоцей из Гродно, которая стала студенткой в 15 лет. В 2011 году она показала лучший результат при поступлении в Гродненский медуниверситет — 379 баллов. Университет окончила с красным дипломом, была стипендиаткой специального фонда президента.

Девушку распределили в гродненскую поликлинику № 6, а интернатуру она будет проходить в Гродненской областной больнице. На вопрос, не слишком ли скромное распределение для такой блестящей выпускницы, в профкоме вуза ответили: «Зато в Гродно. Это для многих выпускников было недоступно».

Минздрав, утверждает Ольга Маршалко, принимает исчерпывающие меры, чтобы учесть интересы молодых специалистов и работодателей, распределение происходит с участием заказчиков кадров.

«Я не считаю институт распределения ущербным явлением, — отметила Маршалко. — Это возможность для молодых специалистов вступить в жизнь спокойно и уверенно. Более 70% распределяется в первичное звено и сельскую местность. Если есть потребность в кадрах в каком-то регионе, туда и направляем. Мы выявляем моменты, которые актуальны для молодых специалистов, выверяем и ищем точки соприкосновения с местной исполнительной властью».

В настоящее время в медицинских вузах учится 16 тысяч белорусских студентов. Ежегодно на первое рабочее место приходит около трех тысяч врачей. Около 80% врачей остаются там работать и после окончания срока отработки. Наличие жилья и доплат — основные факторы, влияющие на то, останется или нет работать врач по месту распределения. Во многом это зависит от местных властей.

Кадровая ситуация, закрепление молодых специалистов в регионах мониторятся: «Сотрудники Минздрава выезжают в регионы, своими глазами видят, как работают молодые специалисты. Это огромный объем работы, но такой подход позволяет увидеть, что происходит на местах. Рынок труда медработников четко отслеживается, например, уже сейчас оценивается потребность в молодых специалистах на следующий год».

 

Минобразования нарушений не видит или не замечает?

Если медики нужны везде и всегда, то возникает вопрос, каким чудом удалось распределить выпускников по невостребованным специальностям.

Итоги информационной кампании «Распределение», которую организовали «Братство организаторов студенческого самоуправления» (БОСС), «Задзіночанне беларускіх студэнтаў» и лишенный регистрации в Беларуси правозащитный центр «Весна» показали, что в ходе распределения были случаи нарушения законодательства.

В частности, на студентов давила администрация, заставляя искать работу самостоятельно и угрожая отчислением в случае, если не предоставят заявку на распределение.

Ольга Мущинская признает, что распределять выпускников в этом году было непросто. Проблемы с поиском первого рабочего места были даже у выпускников по ИТ-специальностям: «Однако университеты провели большую работу, и всё получилось».

По словам представителя Министерства образования, приведенные в отчете кампании «Распределение» факты «не подтвердились». При этом министерство рассмотрело высказанные предложения и планирует их учитывать в дальнейшей работе.

 

Как будут совершенствовать систему?

Напомним, при вхождении в Болонский процесс в 2015 году Беларусь подписала Дорожную карту, взяв на себя ряд обязательств, частью которых является сокращение количества выпускников, которые подлежат распределению. Исключение могут составлять лишь те, кто обучается по дефицитным специальностям.

Отвечая на вопрос Naviny.by, что делает Минобразования для выполнения этого обязательства, Ольга Мущинская сказала, что «вопрос о совершенствовании системы распределения изучается». Это происходит в рамках доработки Кодекса об образовании, которое ведется в настоящее время заинтересованными ведомствами.

«Это будет не распределение, слово «распределение» не применимо. Мы говорим или о каком-то содействии в трудоустройстве, или совершенствовании действующей системы. Существующая система распределения достаточно гибкая, выпускнику предоставляются большие возможности и права по выбору места работы и в ходе распределения, и в последующем», — отметила представитель Минобразования.

О том, что в Беларуси следует уходить от существующей модели распределения выпускников вузов, заявлял и председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк.

По мнению депутата, сохранить распределение необходимо на социально важных специальностях — медицинских, педагогических: «Но вообще, первое рабочее место должно быть преференцией, а не каторгой». Не должно быть и ситуаций, когда распределение по некоторым специальностям становится проблемой самого выпускника, считает глава профильной парламентской комиссии.

При этом важно, чтобы государство при любых изменениях системы распределения не отказывалось от своих обязательств по поддержке молодых специалистов.