Трем журналистам и архитектору прокуратура Гомеля вынесла предупреждение за сотрудничество с «Белсатом»

В прокуратуру Гомеля 24 марта были вызваны повестками четыре гомельских журналиста — Константин Жуковский, Марина Дробышевская, Мария Булавинская и Евгений Меркис, а также архитектор Сергей Ляпин.

Жуковский не смог прибыть в прокуратуру, так как его на это же время, 15.00, вызвали в управление КГБ по Гомельской области.

Трое журналистов, которые посетили прокуратуру, получили официальное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства за сотрудничество с телеканалом «Белсат». Архитектор Ляпин является мужем Булавинской.

По его словам, с утра 24 марта начались «странные вещи»: домой к молодой семье, где воспитывается двухлетняя дочь, стала приезжать милиция. Первый милиционер вручил повестку в прокуратуру, вторая группа милиционеров пришла через два часа и вручила повестку туда же. «Они были так добры, что даже предлагали привезти нас в прокуратуру на своем транспорте и раньше времени, указанного в повестке. Мы отказались», — отметил Ляпин.

Он сообщил, что не работает журналистом и не сотрудничает с «Белсатом», но в прокуратуре его не услышали и вручили предупреждение. «Устно заместитель прокурора города Ирина Макаревич посоветовала нам никуда не ходить, ничего не снимать. Когда в стране нельзя решить проблемы в социально-экономической ситуации, видно, государство рассчитывает, что если ограничить деятельность СМИ, то все проблемы можно загладить. Но такая логика ошибочная. Нельзя проблемы социально-экономического плана решить через давление на СМИ», — считает архитектор.

Все предупреждения имеют один и тот же текст, в них лишь разные фамилии журналистов.

«Когда Ирина Макаревич выносила мне предупреждение, то спрашивала, собираемся ли мы идти завтра на акцию, и говорила, что ей не нравится телеканал «Белсат». При вручении предупреждения она спросила: «Ну и сколько вам сейчас заплатят?» — отметила Булавинская.

По словам Евгения Меркиса, заместитель прокурора вступила в дискуссию по поводу того, почему в Беларуси люди выходят на улицу и есть ли у них такое право. «Предупреждение журналистам не имеет смысла. Сейчас при наличии социальных сетей и смартфонов у каждого человека — это просто имитация работы со стороны правоохранительных органов», — считает журналист.

Марина Дробышеская отметила, что она сотрудничает как фрилансер с разными изданиями, в том числе с газетой «Новы час», и будет обжаловать предупреждение от прокуратуры. «Сегодня, когда меня не было дома, милиция пришла к моей матери, инвалиду второй группы. Матери сказали, что меня на понедельник вызывают в суд. Потом мне милиция звонила на мобильный, и уже стали вызывать в прокуратуру и милицию», — рассказала журналистка.

Жуковского, Булавинскую, Меркиса и Дробышевскую 25 марта вызывают в разные РОВД для составления административных протоколов.

«Меня вызывают завтра сразу в два РОВД — Советский и Центральный, причем практически на одно время, с разбежкой 15 минут», — отметил Меркис.

Он считает, что такие действия милиции и прокуратуры направлены на то, чтобы не дать журналистам возможности освещать акцию «Марш нетунеядцев — 2», которая должна пройти в Гомеле 25 марта.