Fitch: разрешение нефтегазового спора с Россией не устраняет неопределенность относительно способности Беларуси реализовать план финансирования на 2017 год
Возобновление перечислений от Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) и урегулирование энергетического спора с Россией уменьшает, но полностью не устраняет неопределенность относительно способности Беларуси успешно реализовать план финансирования на 2017 год. К такому выводу пришли аналитики Fitch Ratings, пишет БелаПАН.
Как отмечает международное рейтинговое агентство, улучшение доступа к внешним источникам финансирования и уменьшение давления на валютные доходы будут поддерживать стратегию Беларуси, нацеленную на проведение выплат по внешним облигациям в январе 2018 года.
Избежание более продолжительных споров с Россией сокращает риски для платежного баланса, государственных доходов от таможенных пошлин и общей экономической активности в результате снижения поставок российской нефти на белорусские НПЗ.
«Это, в свою очередь, должно поддержать план государства по финансированию, который предполагает увеличение недолговых доходов в иностранной валюте до 1,8 млрд долларов в 2017 году по сравнению с 1,2 млрд долларов в прошлом году и выплаты ЕФСР в размере 1 млрд долларов», — говорится в сообщении.
«В то же время сокращение риска внешней ликвидности в преддверии наступления сроков по январским международным облигациям на сумму 800 млн долларов также будет зависеть от привлечения дополнительных источников иностранной валюты и, как следствие, от других составляющих плана финансирования, в частности возврата к эмиссиям на международных рынках капитала, которые, по прогнозам государства, обеспечат 800 млн долларов, и способности государства привлекать заимствования в иностранной валюте на внутреннем рынке», — указывают эксперты Fitch.
Вместе с тем рейтинговое агентство по-прежнему ожидает, что экономика Беларуси останется в рецессии в 2017 году.
Уязвимость в плане внешнего финансирования, обусловленная низкими международными резервами и высоким чистым внешним долгом, является долгосрочным недостатком для кредитоспособности и отражается в низком суверенном рейтинге Беларуси, который Fitch подтвердило в феврале на уровне «B-«, прогноз — «стабильный».
«Недавние события соответствуют нашему допущению, что Россия предоставит финансовую поддержку при необходимости. Правительство Беларуси указало, что может обратиться за помощью в МВФ, но наши прогнозы не учитывают данный момент, поскольку сроки какого-либо соглашения являются в высокой степени неопределенными», — подчеркивают в международном рейтинговом агентстве.
Fitch напоминает, что после встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина, которая состоялась в начале апреля, Россия и Беларусь урегулировали спор вокруг цен на газ, начавшийся в прошлом году. Россия нормализует объемы поставок нефти в Беларусь (в новом соглашении указаны 24 млн тонн нефти в год до 2024 года), а Беларусь проведет задержанные выплаты России за поставки газа.
Министр финансов и первый заместитель премьер-министра Беларуси заявили, что Россия также может предоставить финансирование, хотя полный объем и условия неясны. Отмечалось также, что Россия рефинансирует около 700 млн долларов существующего долга.
Как сообщал БелаПАН, в 2017 году платежи Беларуси по внешнему и внутреннему государственному долгу составляют около 3,5 млрд долларов, в том числе на платежи по внешнему долгу планируется направить 1,8 млрд долларов, по внутреннему — 1,7 млрд долларов.
На этой неделе Беларусь получила от ЕФСР транш на 300 млн долларов. Перечисление средств откладывалось с сентября и стало третьим по счету в рамках двухлетней программы на 2 млрд долларов по поддержке бюджета и международных резервов. В 2016 году страна получила два транша на 800 млн долларов.
Обсудим?