Беларусь не потянет роль страны-экспортера зерна

Статус страны-экспортера зерна потребует неимоверных экономических затрат...

Европейские эксперты продовольственного рынка ожидают, Беларусь и Казахстан последуют примеру России и также введут запрет на экспорт зерна.

«Весь рынок ждет, что страны-партнеры России запретят экспорт зерна», — заявил РИА «Новости» представитель консалтинговой компании «Спрос и предложение в сельском хозяйстве» Эдуард Талан.

пшеница

Эксперт объяснил такие ожидания двумя причинами. «Во-первых, Россия — это торговый партнер, которого нельзя настраивать против себя. Во-вторых, в этом регионе может наступить нехватка зерна из-за плохих урожаев. Эти страны сами должны быть заинтересованы в запрете экспорта, чтобы не оказаться в ситуации нехватки зерна».

Однако Беларусь не намерена вводить запрет на экспорт зерна, так как не видит в этом необходимости, заявил министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый, комментируя намерение России обратиться к членам Таможенного союза с предложением ввести ограничения на экспорт зерна.

Также министр не видит никаких проблем для Беларуси в связи с решением России ввести временный запрет на экспорт зерна, в том числе и в страны Таможенного союза. «У нас никаких проблем не будет возникать ни с Россией, ни у России с нами. У нас достаточно зерна. Мы можем поставить и за пределы республики», — цитирует М.Русого БЕЛТА.

Продажа зерна на мировых рынках принесла бы бюджету в целом от экспорта сельхозпродукции в этом году значительно больше 3 млрд. долларов, на которые рассчитывает президент. Из-за аномальных погодных условий, повлиявших на объемы урожая, цены на зерно на мировых рынках подскочили на 30% с начала июля.

Однако сомнительно, что Беларусь вообще начнет экспортировать зерно (за исключением ржи). В текущем году, по прогнозам Минсельхозпрода, урожай ожидается на уровне 8 млн. тонн зерна (с учетом собранного у населения). Хотя изначально планировалось собрать на 1-1,5 млн. тонн больше.

Бывший помощник министра сельского хозяйства Казимир Романовский считает, что Беларуси вообще следует поумерить свои экспортные амбиции в части зерна.

«Европейские государства и Россия имеют преимущество в части почвенно-климатического потенциала, в связи с чем Беларусь, несмотря на хорошее качество выращиваемого зерна, не сможет конкурировать по цене. Например, сегодня на 1 гектар посева мы используем около 300 килограммов минеральных удобрений. Между тем в России только 30 килограммов. И затраты на использование минеральных удобрений на 1 гектар ниже, чем у нас на 150 долларов. Поэтому для нас неподъемно становиться экспортером зерна, так как это потребует неимоверных экономических затрат. Да и не нужно к этому стремиться».

Эксперт отметил, что объем производства зерна определяется лишь экономически обоснованными национальными потребностями. «Это около 8 миллионов тонн, а может и меньше. А экспорт зерна — это блеф. Это в некоторой степени показал текущий год. Мы думали собрать около 10 миллионов тонн, а сейчас пока выходим на 8 миллионов тонн». При этом К.Романовский подчеркнул, что Беларусь — «территория рискованного земледелия».

Академик Владимир Гусаков вместе с тем убежден, что Беларусь может и должна войти в число стран-экспортеров зерна. В частности, он считает, что Беларуси по силам выйти со временем на ежегодный показатель в 15 млн. тонн. По его расчетам, опубликованным в газете «Белорусская нива», для этого необходимо выйти на показатель урожайности в 50 ц/га (средняя урожайность нынешней уборочной — 30,5 ц/га) и увеличить размеры посевных площадей под зерновые культуры до 3 млн. га (сегодня 2,4 млн. га).

Однако К.Романовский считает крайне нецелесообразным увеличивать посевные площадки под зерновые. По его словам, несколько лет назад из сельхозоборота были выведены около 750 тысяч гектаров малопродуктивных земель. Теперь хотят их заново ввести в оборот. Но для этого потребуются большие инвестиции не только на приведение земли в порядок, но и на повышение ее качественных характеристик. Эти земли малопродуктивные, так как на них можно получить урожайность лишь в 10 ц/га.

Таким образом, пока экспортный потенциал Беларуси фактически составляет только рожь.

По информации Минсельхозпрода, у Беларуси есть профицит ржи и ржаной муки, и есть возможности для наращивания экспорта. Но, как отмечает К.Романовский, больших доходов от экспорта ржи и ржаной муки Беларусь не имеет. «В 2008 году мы продали готовой муки около 60 тысяч тонн, в прошлом году около 40 тысяч тонн по средней цене 156 долларов за тонну. Это не так много».

У Беларуси есть другой не до конца использованный потенциал — овощи. В Минсельхозпроде рассчитывают реализовать на экспорт до 200 тысяч тонн картофеля и 500 тысяч тонн овощей нового урожая. Пока Беларусь реализует тепличные овощи. Ожидается, что из 100 тысяч тонн тепличных овощей около 18-20% уйдет на экспорт в Россию.

Как считает К.Романовский, Россия и будет основным покупателям белорусских овощей, а вот Европа вряд ли захочет их покупать из-за низкого качества. По его словам, даже картофель в Беларуси хуже, чем в Европе. Причиной тому — плохая сортовая политика и высокая подверженность картофеля заболеваниям.