Складские запасы белорусских предприятий бьют рекорды
По состоянию на 1 марта на складах находилось более 75% месячного объема промпроизводства…
Склады белорусских предприятий затоварены. В первые месяцы 2013 года в реальном секторе наблюдаются высокие темпы роста запасов готовой продукции. По состоянию на 1 марта на складах белорусских предприятий находилось более 75% месячного объема промпроизводства. За последние годы это максимальное значение, характеризующее затоваренность белорусских предприятий.
Живые деньги превращаются в неликвиды?
В промышленности в первые месяцы этого года наблюдается стремительный рост складских запасов. Если на 1 января запасы составляли 56,5% месячного объема промпроизводства, то на 1 февраля – 67,9%, а на 1 марта – уже 75,2%!
Соотношение запасов готовой продукции
к среднемесячному объему производства (в %)
Источник: данные Белстата
Столь высокой затоваренности складов в последние годы не наблюдалось. В 2011-2012 гг. объем складских запасов находился, как правило, в диапазоне между 50-60% от месячного объема промпроизводства. Значительное увеличение этого показателя эксперты объясняют стремлением госсектора выполнять директивные показатели.
«Увеличение складских запасов свидетельствует о желании правительства и, как следствие, директора выполнять директивные показатели в 2013 году», — говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц. С другой стороны, отмечает эксперт, это свидетельствует и о том, что возможности увеличивать объемы промпроизводства административным образом ограничены.
«Стимулирование внутреннего спроса и производства ведется за счет тех секторов экономики, которые являются проблемными. Как следствие, живые деньги трансформируются в складские запасы и неликвиды», — полагает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
По мнению экономиста, сохранение сегодняшних тенденций в промышленном секторе приведет к увеличению дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, а также к увеличению складских запасов.
Наибольшие запасы готовой продукции накопились по таким видам экономической деятельности как «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» (запасы в 2,6 раза превышают месячный объем промпроизводства), «Текстильное и швейное производство» (запасы в 1,75 раза выше месячного производства), «Производство машин и оборудования». Тенденция затоваривания складов характерна и для других секторов промышленности.
В Национальном банке объясняют рост складских запасов низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции.
«Основной причиной большого количества запасов по-прежнему является выпуск промышленными предприятиями объемов продукции, не обеспеченных соответствующими объемами заказов на внутреннем и внешнем рынках, недостаточная конкурентоспособность отдельных видов отечественной продукции», — говорится в аналитическом обозрении, которое обнародовал Нацбанк в минувший понедельник.
Вопреки экономической логике
Показательно, что в тех отраслях, в которых наблюдаются самые высокие складские запасы, объемы промпроизводсва не снижаются, а даже увеличиваются. Так, на предприятиях, которые занимаются производством кожи и обуви, объем промпроизводства вырос в феврале по сравнению с январем на 12%, в текстильной промышленности – на 2,6%, производство машин и оборудования в феврале увеличилось на 6,9%.
По идее, высокие складские запасы вкупе с дорогими кредитными ресурсами, которые сложились на рынке, должны стимулировать предприятия сокращать объемы производства, однако в ряде отраслей, как видим, наблюдаются обратные процессы.
«Нормальная реакция предприятий в такой ситуации должна заключаться в снижении объемов производства. Однако в наших условиях, когда существуют утвержденные планы по росту ВВП и другие директивные показатели, предприятия в ряде случаев не могут позволить себе идти на это», — отмечает финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб.
Правда, и ожидаемого роста объемов промпроизводства не происходит. В январе-феврале они в целом по промышленности снизились на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Такая ситуация не стыкуется с планами, намеченными правительством на 2013 год. При утвержденном росте ВВП на 8,5% рост объема промпроизводства также должен быть значительным. Промышленность в 2012 году сформировала основную часть прироста ВВП, а в январе-феврале 2013-го вклад промышленности в темпы роста ВВП оказался (на фоне замедления объемов производства) отрицательным.
В правительстве видят проблему в том, что высокие ставки по рублевым кредитам сдерживают «развитие хозяйствующих субъектов». Во время февральской встречи с президентом премьер-министр Михаил Мясникович заявил, что в первом полугодии проблема дорогих кредитов для реального сектора должна быть решена, а 1 марта Александр Лукашенко даже поставил задачу сравнять ставки по рублевым и валютным кредитам.
Наблюдатели полагают, что существенное снижение ставки рефинансирования может дестабилизировать ситуацию на денежном рынке, а потому маловероятно, что такой вариант может быть поддержан Нацбанком.
Ставка рефинансирования, а соответственно и ставки по кредитам и депозитам, должны быть выше уровня инфляции. «Если это правило нарушить и попытаться опустить ставки настолько, что станет невыгодно хранить сбережения в нацвалюте, то это приведет к бегству от рубля и долларизации вкладов», — отмечает Вадим Иосуб.
Кроме того, полагает эксперт, существенно удешевлять стоимость рублевых кредитов в нынешней ситуации нецелесообразно и по той причине, что это приведет лишь к увеличению складских запасов.
«Даже при запретительных ставках по рублевым кредитам (35-40% годовых. – Naviny.by) предприятия умудряются работать на склад. Если кредитные ресурсы станут дешевыми, складские запасы могут еще больше увеличиться», — резюмировал Вадим Иосуб.
Обсудим?