Государство спешит поживиться на строительном пузыре
На рынке недвижимости возможно повторение кризиса 2009 года…
Александр Лукашенко повел правоохранительные органы в очередную атаку на коррупцию. «Нужна решительная борьба с этим злом!», — заявил он в ходе прошедшего 1 августа совещания. И хотя широкие чистки пока только анонсированы, по строительной отрасли антикоррупционная кампания идет полным ходом. С чем связан нынешний строительный «перетрях» в Беларуси и каковы будут его последствия для обычных граждан?
«Люди жалуются»
«У нас такая строительная отрасль, какой она вообще не должна быть в нашем обществе и стране». С таким заявлением глава государства выступил неделей ранее. При этом он обвинил застройщиков не только в неэффективности, но и в коррупции, упомянув о десятках уголовных дел, уже заведенных по итогам проверки отрасли.
Активизация деятельности на этом фронте объяснима. На самом деле, по словам экспертов, реализация строительных проектов застройщиками оставляет желать лучшего.
«Вовремя не строят, плохо строят. Мне не известно ни одного случая, чтобы дом был построен в срок. Может, исключения и случаются, но я с ними не сталкивался», — говорит Дмитрий Кухаревич, директор «Центра оценки и недвижимости».
Именно этим объясняет необходимость строительных «чисток» и Лукашенко. «Терпеть сплошные жалобы от людей я как президент не намерен, я обязан реагировать на общественное мнение», — грозил он.
Но, по мнению Дмитрия Кухаревича, эта причина – лишь повод.
Манят сверхприбыли
«Неэффективность строительства – лишь внешняя причина. Внутренняя же причина в том, что происходит монополизация строительного рынка государством», — считает эксперт.
Действительно, глава Администрации президента Андрей Кобяков недели две назад сетовал на то, что работающие в строительной отрасли госпредприятия упускают прибыли. «С учетом высокой доходности коммерческого строительства в столице цена квадратного метра в панельных домах достигает 1300 долларов при себестоимости порядка 550-650 долларов, и частные компании зачастую необоснованно получают приоритет при строительстве высокодоходного жилья», — говорил Кобяков на совещании у Лукашенко 20 июня. «В Минске доля госпредприятий, выступавших в 2009-2013 годах в качестве застройщиков по договорам на право проектирования и строительства жилья, составила не более 25%», — жаловался чиновник.
Неудивительно, что у властей чешутся руки, когда они наблюдают, как денежные потоки, подгоняемые, в том числе, и за счет господдержки, уходят в частные карманы. А иногда и от налогов укрываются – при помощи «лжепредпринимательства», которому Лукашенко нынче также объявил войну.
Министерству архитектуры поручено разработать механизмы внедрения на строительном рынке если не монополии, то преобладающего доминирования государства. Одновременно строительные госпредприятия объединяются в холдинги, что, по мнению чиновников, поможет им справиться с многократным увеличением подрядов.
Почему же власти обратили внимание на эту «золотую жилу» только сейчас? И чем объясняется такая спешка в реорганизации отрасли?
Пузырь надут почти до предела
По мнению экспертов, дело в том, что скачок цен на недвижимость, во-первых, – дело недавнее, а во-вторых – не факт, что надолго.
«С момента кризиса 2011 года до осени 2012 рынок недвижимости стоял на месте, потому что люди стремились получать халявные деньги с банковских вкладов. Все размещали деньги на депозитах. Но потом ставки начали снижаться, сверхдоходов по депозитам больше нет, народ стал больше прислушиваться к тревожным новостям в экономике и страховать свои риски – вкладывать деньги в недвижимость, потому что она растет в цене, то есть, вложения в нее кажутся высокодоходными, — объясняет Дмитрий Кухаревич. — Если осенью прошлого года квадратный метр в Минске стоил около 1300 долларов, то сейчас – 1600. Тут сыграли свою роль отложенный спрос и ажиотаж, потому что народ спешит вложить деньги в недвижимость, пока не наступил кризис. По этой же причине люди обращают меньше внимания и на рост ставок по депозитам, произошедший в июле».
При этом эксперт отмечает, что консолидация строительной отрасли под государственным контролем приведет к удорожанию строительства: «У государственных застройщиков, как правило, – не лучше, а хуже качество работ, чем у частников. В результате всех этих мероприятий появится новая огромная бюрократическая прослойка, и цены на квадратный метр станут выше».
Тем не менее, по его мнению, в долгосрочной перспективе рост цен на рынке уже подходит к своему пределу: «На рынке недвижимости надувается пузырь. Далее будет либо стабилизация, либо, как только скажутся проблемы в экономике – пузырь сдуется, как это было во время кризиса 2009 года. Если в предкризисные времена – в 2008 году жилье в Минске стоило около 2000 долларов за квадратный метр, то в 2009-м – немногим выше тысячи».
При этом эксперт подчеркнул, что девальвация сама по себе не обязательно радикально изменит цены на жилье — при условии, что зарплаты будут проиндексированы. Но как только доходы населения уменьшатся, строительный «пузырь» лопнет.
Обсудим?