Экономический прогноз на 2016 год: три нефтяных сценария
Белорусские власти традиционно слишком оптимистичны перед лицом серьезного кризиса…
Официальный прогноз на новый год власти несколько раз переписывали. Вначале исходили из того, что среднегодовая цена нефти в 2016-м составит 70 долларов США за баррель. Потом предполагали, что она упадет до 57 долларов. В итоге в бюджет-2016 заложили 50-долларовую стоимость углеводородного сырья. Однако уже сегодня баррель стоит меньше 40 долларов.
Эксперты Naviny.by оценивают, каким образом цены на нефть будут влиять на белорусскую экономику в новом году.
Сценарий официальный — оптимистичный
Параметры официального прогноза социально-экономического развития утверждены указом №504 и предполагают, что ВВП вырастет в 2016 году на 0,3%, а реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 0,5%.
В пояснительной записке к прогнозу, с которой ознакомились Naviny.by, говорится, что рост ВВП на уровне «не менее 0,3%» возможен в случае увеличения белорусского экспорта на 3,5% за год.
Утвержденный официальный прогноз социально-экономического развития Беларуси также предполагает, что в 2016-м в России прекратится рецессия, среднегодовой курс доллара у восточного соседа составит 63 рубля, а среднегодовая цена нефти на мировом рынке будет на отметке 50 долларов за баррель.
«Сценарий, при котором среднегодовая цена нефти будет выше 50-55 долларов за баррель, позволит обеспечить небольшие темпы экономического роста в 2016 году», — соглашается с оценками властей
финансовый аналитик Исследовательской группы Businessforecast.by Александр Муха.
Проблема состоит в том, что уже сейчас, в начале января, внешняя конъюнктура существенно отличается от той, которую предусматривает официальный годовой прогноз социально-экономического развития Беларуси. Так, в первые дни января доллар в России стоит почти 73 рубля (при прогнозируемых 63-х), а за баррель нефти на мировом рынке дают только 38 долларов (против прогнозируемых 50-ти).
Президент России Владимир Путин, кстати, заявил в декабре, что 50-долларовая цена на нефть может сложиться в 2016 году лишь при очень благоприятной конъюнктуре. «50 долларов за баррель — это очень оптимистичная сегодня оценка», — сказал он на пресс-конференции. К слову, правительства и России, и Беларуси заложили в бюджеты на 2016 год именно эту цену нефти.
Повторяется традиционный для Беларуси вариант, когда официальные прогнозные документы далеки от действительности уже в начале прогнозируемого года.
Консервативный сценарий — базовый
Официальный Минск заложил в прогноз на 2016 год только один нефтяной сценарий, тогда как Минэкономразвития России предусмотрело и консервативный сценарий, который предполагает снижение среднеговодовой мировой цены на нефть до 40 долларов за баррель.
В этом случае Россия ожидает снижение ВВП на 1% в годовом исчислении и сокращение реальных располагаемых доходов населения на 3,7%. То есть, речь идет о продолжении рецессии и дальнейшем снижении благосостояния народа.
По мнению экспертов, в Беларуси консервативный сценарий будет иметь примерно такие же последствия.
«Этот сценарий вполне возможен. Главное ожидание в связи с этим на 2016 год — эпоха застоя, когда кардинальных изменений в существующей, изжившей себя экономической модели происходить не будет», — предположил в беседе с корреспондентом Naviny.by экономист Антон Болточко.
По его прогнозу, «в 2016 Беларусь затянется в экономическое болото» и знаковых перемен не произойдет. Он также ожидает «с большой долей вероятности, что 2016 год станет копией 2015-го, и неопределенность в части принятия Беларусью стратегического вектора развития сохранится».
Пессимистический сценарий, непредсказуемые последствия
Пессимистичного сценария развития событий в официальный прогноз на 2016 год не закладывали ни российские, ни белорусские власти. В экспертных кругах считают, что такой сценарий может реализоваться в случае, если мировая цена на нефть опуститься до 30-20 долларов за баррель.
К слову, отраслевые аналитики допускают, что такое вполне может произойти. Так, энергетическое агентство Petroleum World полагает, что цены на нефть могут опуститься до 30 долларов США за баррель. Известный инвестиционный банк Goldman Sachs допускает, что
цена нефти на мировом рынке упадет до 20 долларов.
Белорусские экономисты считают, что в случае значительного проседания цен на нефть глубокой рецессии как России, так и Беларуси не избежать.
«2016 год будет сложным и не исключено, что он будет тяжелее 2015-го. Мы не видим реальной диверсификации белорусской экономики и вряд ли в новом году потери, связанные с экономическим спадом в России, мы сможем компенсировать за счет других рынков», — говорит Александр Муха.
По его мнению, реализация пессимистичного сценария неизбежно приведет к пересмотру параметров белорусского бюджета и сокращению госрасходов: «В 2016 году нефтяные доходы бюджета планируется направить на погашение госдолга. Если мировые цены на нефть будут существенно ниже запланированного на 2016 год уровня (50 долларов за баррель), придется сокращать государственные расходы, чтобы рассчитываться по государственным обязательствам».
Высокая зависимость национальной экономики от внешних факторов — проблема, которую без отлагательств нужно решать, считают эксперты.
«И при цене 50 долларов за баррель, и при более низком уровне цен на нефть 2016 год будет сложным. Ключевой вопрос не в стоимости нефти, а в том, будет ли наше правительство что-то делать для реструктуризации госпредприятий и реального повышении эффективности нашей экономики. Если в этом направлении ничего сделано не будет, проблемы, которые существуют сегодня, плавно перетекут в 2017 год», — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Глубинные внутренние проблемы Беларуси на фоне ухудшения внешней конъюнктуры нагнетают обстановку внутри страны. Степень неопределенности нарастает. Одни считают, что реализация пессимистичного сценария может заставить власти пойти на серьезные экономические реформы, другие склоняются к тому, что власти по полной программе задействуют административный ресурс, чтобы удержать ситуацию под контролем. А как будет на самом деле?
«Однозначно одно – при ухудшении ситуации реакция точно будет», — заявил помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый на Октябрьском экономическом форуме.
Конкретный план действий на случай кризиса, как показывают последние годы, в Беларуси всегда разрабатывается в короткие сроки. Такой подход позволяет импровизировать и хорошо вписывается в систему ручного управления экономикой, которая существует в стране.
Обсудим?